С помощью зонта

С помощью зонта

6 октября 2015

Инсценировка «Сказок Оле-Лукойе» в пермском ТЮЗе стала семейным делом

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Ганс Христиан Андерсен предвидел как сегодняшнее чрезмерное увлечение техническими новинками, так и скоропроходящую моду на них. На это намекает премьера Пермского театра юного зрителя — «Сказки Оле-Лукойе» по мотивам произведений датского писателя. Прозу скандинавского сказочника для сцены адаптировала одна из актрис труппы, да и в целом постановка стала бенефисом местной театральной династии.

В основу собственной инсценировки легли сказки Андерсена «Оле-Лукойе», «Свинопас» и «Дурень Ганс» (так же есть отсылка к «Принцессе на горошине»). Мальчик Яльмар, простыв на катке, захворал. В болезни его развлекает гном Оле-Лукойе, который, как все знают, носит с собою два зонта. Один — разноцветный, который раскрывает над хорошими детьми, чтобы показать им увлекательные сны, и второй, черный, впрочем, тот, к счастью, не для Яльмара, а то бы ему и зрителям было нечего смотреть…

Однако авторы пошли дальше. Ребенок не просто смотрит увлекательные сны. Зонт гнома не только показывает сказку, но и позволяет Яльмару самому перенестись в нее и повлиять на события. Принимая облик то находчивого крестьянина, то хитроумного свинопаса, то изобретательного принца, мальчик принимает участие в действии, и то, чем сказка закончится, зависит и от него.

На фоне всех последних театральных мод новая работа нашего ТЮЗа выглядит очень старомодной. Спектакль, какой поставили в Перми, мог идти на сцене и тридцать, и сорок лет назад, разве что оформление было бы победнее. А так это в классическом виде старая добрая сказка, донельзя традиционная, лишенная каких бы то ни было последних технических веяний. Здесь друг с другом, — чуть отвернется хозяин, — разговаривают часы и куклы, перешептываются грифельная доска и музейный раритет — чернильница…

Режиссер-постановщик спектакля Татьяна Жаркова, однако, напоминает, что на самом деле «гаджетов» у Андерсена можно обнаружить немало. Чудесный горшочек, показывающий, что у кого из жителей сегодня готовят на обед, по-вашему, что?! И заставляющая танцевать трещотка, и искусственная роза. И ведь, что интересно, приедаются они так же быстро, как все новомодные высокотехнологичные штучки. Прозорливый человеколюб Ганс Христиан и тут угадал.

— Ведь отчего уходят дети в компьютер, в интернет?! — рассуждает Жаркова. — От суровости современного мира, от одиночества, от нехватки внимания. Мы хотим их отвлечь и обратить внимание на мир вокруг. Напомнить, что по-настоящему прекрасен живой соловей, а не его механическая копия, как бы диковинна она ни была (есть в спектакле соответствующая поучительная сцена. — Прим. ред.). Также Андерсен тихо напоминает нам, что смелость бывает необходима не только перед лицом какого-нибудь вызова, а просто чтобы говорить правду. Чтобы уметь признавать свои ошибки. Возможно, язык, которым изложены эти мысли, кажется архаичным, но мы старались говорить со зрителем внятно. И при этом сохранить стилистику первоисточника.

Публика готова оценить традиционализм авторов. По словам художественного руководителя пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова, зритель уже проголосовал рублем: билеты на премьеру в кассе активно спрашивают.

Каждый актер играет несколько ролей. «Сказки…» поставлены семейным подрядом — актриса Ксения Жаркова написала инсценировку и сама же вышла на сцену в образах принцессы, фрейлины и чернильницы. Так в театре появился еще один свой драматург, в компанию к звезде труппы Вячеславу Тимошину, давно работающему также и пером. Поставила спектакль ее мать Татьяна Петровна, оформил постановку ее папа Юрий, он же главный художник театра.

Расскажите друзьям: