Смех как форма коммуникации

Смех как форма коммуникации

24 февраля 2020

Художественный руководитель и главный режиссер Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов вдруг отчего–то решил поставить на сцене своего театра не самую модную сегодня пьесу «Кадриль» иркутского драматурга, сценариста и режиссера Владимира Гуркина, получившего всенародное признание после великого фильма «Любовь и голуби».

В ПОЛНОМ РАСЦВЕТЕ ЛЕТ

«Кадриль» наш земляк Гуркин (родился в 1951 году в деревне Васильево Верхне–Городковского района Молотовской области, ныне Пермского края, в семье тракториста) написал в 1996 году. Помните это время? Перестройка, талоны, инфляция, папирос нет, телевизор не показывает – вышка рухнула. В 1999 году Виктор Титов снял фильм с такими звездами, как Олег Табаков, Валентина Теличкина, Любовь Полищук, Станислав Любшин и Нина Усатова. После этого пьеса заполонила собой города и веси. Она и сегодня идет в Большом Тюменском драматическом театре, Национальном театре Карелии, Московском театре «Посткриптум» и  много где еще. На волне популярности в 1990–е «Кадриль» шла и в Перми – в тогдашней драме.

С другой стороны, выбор Скоморохова вполне понятен и логичен: театру 55 лет, время полного расцвета сил, и героям гуркинской пьесы как раз столько же. Самое время озадачиться вопросом: есть ли жизнь после 50 и после 20 лет брака?..

Но режиссер специально не стал акцентировать внимание на возрасте героев, сделав их нейтрально средних лет. Видимо, чтобы еще раз подчеркнуть: эта история вне времени и может случиться с каждым. Две пары взрослых, но еще не старых людей. Для этого и актеров подобрал удачно: Звягинцевы – Александр Шаров (Коля), Елена Бычкова (Лида); Арефьевы – Михаил Шибанов (Саня), заслуженная артистка России Ирина Шишенина (Валя). Все они еще совсем недавно играли не отцов и матерей, а их детей или молодых людей.

При выборе актеров на мужские роли у Михаила Юрьевича сработала безукоризненная профессиональная чуйка: в каждом дворе есть такие интеллектуальные рохли и подкаблучники, как Саня, и такие брутальные Самцы Самцовичи, простые мужики, живущие по понятиям, как Коля. И артисты со своими задачами справились блестяще. А вот с женщинами вышла явная промашка. Елена Бычкова, безусловно, отменно хабалиста, напориста, темпераментна, за словом и делом в карман не полезет. Энергия из женщины так и прет. Но, глядя на нее, невольно вспоминаешь в этой же роли фееричную Любовь Полищук и понимаешь – калька и штампы.

Прекрасная Ирина Шишенина явно чувствовала себя не в своей тарелке, играя роль дамы за 50, обремененной взрослыми детьми и внуками. Слишком уж моложава и хороша. Хотя, если опять же вернуться к мысли Скоморохова о том, что сегодняшние ухоженные бабоньки за «цать» выглядят не в пример своим товаркам из 1960–70–х, то почему бы Вале–Шишениной и не быть такой секси?..

Воплощение всех бабулек, знающих все на свете и про всех, – старуха Макеевна. Она таскает бесхозные кирпичи у Звягинцевых, у нее всегда можно разжиться «мерзавчиком», она – ходячая википедия, экстрасенс и действующее лицо рубрики «Скандалы, интриги, расследования» в одном флаконе. Да и старухой эту юморную, неунывающую и хитроватую бабенку с добрым нравом язык не поворачивается назвать. И в этом амплуа трудно представить другую актрису. Заслуженная артистка России Валентина Лаптева – как всегда, яркая, заводная, талантливая в любой роли!

МУЗЫКА — ОБЪЕМ И ВОЗДУХ

Сюжет «Кадрили» неприхотлив и банален. Как быть, когда трава у соседа зеленее, воздух чище, и… даже муж лучше? И так ли это на самом деле? Почему так часто чужое кажется лучше, чем свое?.. В маленьком поселке, где жизнь протекает по своим законам, по соседству живут две семейные пары – Звягинцевы и Арефьевы. Хорошо живут... но скучно. И, наконец, устав от однообразной семейной жизни, две соседки решили ввязаться в авантюру и поменяться мужьями. Удивительный обмен в корне изменил их жизнь, которая стремительно закружилась в вихре событий, словно в кадрили!

Весь спектакль и решен режиссером в кадрильном стиле – с песнями и плясками. И хотя ход не нов, именно он ритмизует действия героев и придает всему действу заданную динамику. Персонажи прекрасно двигаются на протяжении всего спектакля – это заслуга хореографа Ирины Ткаченко, и поют – работа хормейстера Ольги Тихомировой.

Вообще, музыкальная канва постановки заслуживает отдельного упоминания. Музыка в исполнении «Квартета Каравай» Пермской филармонии – едва ли не главный персонаж комедии, она – краеугольная ось, вокруг которой заворачивается вся интрига, она – воздух, придающий дополнительный объем сюжету и характерам. По словам руководителя ансамбля, заслуженного артиста России Олега Згогурина, за основу музыкального оформления было взяты несколько кадрилей – «Донецкая кадриль» Игоря Шамо, «Байкальский ветер» из фильма «Приезжайте на Байкал», кадрили братьев Заволокиных и – представьте! – мелодии на темы еврейских песен и композиций группы «Битлз». Стихи к некоторым песням написала Ксения Жаркова – актриса и режиссер ТЮЗа.

Между прочим, музыканты «великолепной четверки» не смотрелись на сцене инородными телами, а были талантливо вписаны режиссером непосредственно в ткань повествования, как это уже было у Михаила Скоморохова в «Чонкине» и «Золоченых лбах». Эдакие деревенские звезды в лихо заломленных набекрень картузах, льняных пиджаках и кокетливо завязанных платочках, без которых не обходится ни одно стоящее и значимое событие, будь то субботняя баня или вечерние посиделки. И – обязательно! – тельняшки как символ принадлежности к байкальской стихии. Олег Згогурин и его неизменная компания – Татьяна Куликова, Анна Тальникова и Станислав Юнкинд так эмоционально, одной лишь мимикой (ни слова!) реагировали на проделки и выходки главных героев, что сдержать улыбку не было никакой возможности! И, конечно, даже не приходится говорить об аристократическом вкусе, тончайшем понимании звуковых акцентов и нюансов одного из лучших народных квартетов России.

ЛОДКИ, СЕТИ, РЫБЫ…

Оценивая очень стильную сценографию спектакля, понимаешь, что недаром «Кадриль» Гуркина трансформировалась в «Прибайкальскую» у Скоморохова. Декорации художника–постановщика Ирэны Ярутис неизменно завязаны на теме Байкала. Это – и лодки, живущие собственной жизнью (то они лавочки, то средство передвижения, то часть интерьера сельского дома – окна, двери, мебель, то элемент пляжного пейзажа), и причудливые рыболовные сети, и весла–коромысла, и рыбацкий сачок – он же мешок, и никогда не виденные волны самого большого озера на земле. Кстати, именно с момента, когда на сцену торжественно вплывает на лодке «Квартет Каравай» и начинаются перипетии «Кадрили».

А рыбы, которые буквально везде! Рыбы–ожерелья, рыбы – висюльки на люстрах, загадочные рыбы–облака, диковинное, деревянное солнце из омуля.

А краски! Золотой, серебристый, белый и мягкая перекличка красного, коричневого и оранжевого тонов – основные цвета музыкальной комедии положений с народным юмором.

Вполне возможно, кто–то сочтет, что в «Прибайкальской кадрили» Михаила Скоморохова не хватает философской или социальной проблематики. Кому–то покажутся слишком прямолинейными некоторые гэги из разряда «низовых» приемчиков народно–смеховой культуры. Но если, как писали выдающиеся советские филологи Михаил Бахтин и Дмитрий Лихачев, смех выступает, прежде всего, как форма простейшей коммуникации, то именно таких добрых и бесхитростных спектаклей, как «Прибайкальская кадриль», нам так не хватает в нашей сегодняшней нелепой жизни.

Маргарита Неугодова, "Деловой интерес"

Фото: ТЮЗ

Расскажите друзьям: