Каникулы для поколения Z

Каникулы для поколения Z

23 января 2020

В Пермском ТЮЗе представили премьеру спектакля «Гуд бай, Берлин!». Это пьеса Роберта Коаля по роману Вольфганга Херрндорфа в переводе Александры Горбовой. Жанр определен как «путешествие в двух действиях».

СВОИ НОВШЕСТВА И НАХОДКИ

Роман «Чик. Гуд бай, Берлин!» Вольфганга Херрндорфа называют главной подростковой книгой прошлого десятилетия. Написанный в 2010 году, он вскоре был переведен на 24 языка, а общий тираж книги по всему миру превысил один миллион экземпляров. «Чик» принес автору премии Брентано, Ганса Фаллада и Немецкую молодежную литературную премию.

Главный герой этой истории – 14-летний Майк Клингенберг, который искренне считает себя скучным неудачником. Но все меняется в его жизни с приходом в класс гимназии новенького. Андрей Чикачов по прозвищу Чик доказывает Майку, что он отнюдь не тот, кем себя считает. Но самое интересное случается в первый день каникул, когда Чик появляется около дома Майка на ободранной советской «Ниве» с предложением отправиться вдвоем в некую Валахию, где якобы живет его дедушка, но сначала заехать на день рождения одноклассницы Татьяны, на который ни Чика, ни Майка не приглашали. Путешествие за пределы Берлина оборачивается для героев не только удивительными приключениями, но и настоящей дружбой, и открытием друг друга и себя.

Режиссер-постановщик спектакля Константин Яковлев – выпускник Новосибирского театрального института по специальности «Актер театра драмы и кино» и Российского университета театрального искусства – ГИТИСа по специальности «Режиссер музыкального театра». После завершения учебы был принят солистом-вокалистом в Алтайский государственный музыкальный театр, а семь лет назад занял должность главного режиссера. «Гуд бай, Берлин!» – первая работа Яковлева с Пермским ТЮЗом.

По его словам, предложение о постановке поступило от театра.

– Я с удовольствием откликнулся – пьеса нашумевшая. Когда книга вышла, она вызвала большой резонанс, во многих театрах в афише уже появилось это название. И это, безусловно, наложило на меня определенную ответственность. В нашей версии много новшеств и своих находок. Честно говоря, чужие материалы стараюсь не смотреть. Сравнивать буду позже, – говорит Константин Яковлев.

ОХ УЖ ЭТИ РУССКИЕ!..

Герои спектакля – подростки 13-ти лет, которым вот-вот исполнится 14. Аудитория, которой адресована постановка, – такая же. Тема важная для тинейджеров: не потеряться в жизни, сделать правильный выбор, найти себя и не погрузиться в негодования по поводу того, что мир не идеален, ведь важен взгляд, которым ты смотришь вокруг. Но спектакль полезен и тем, кто находится по другую сторону баррикады – родителям. Отношения отцов и детей нарочно выведены на первый план. У главного героя Майка Клингенберга (Павел Судаков) отец – преуспевающий, застегнутый на все пуговицы бюргер-абьюзер и пьющая мать, не вылезающая из клиник. Подросток предоставлен сам себе, он страдает, поскольку безответно влюблен в первую красавцу класса (Евгения Шишенина), пока, наконец, не встречает Чика – отвязного, наглого, угловатого пацана с уголовными замашками, которому ничего не стоит угнать машину, своровать бензин на заправке и стащить хот-дог из супермаркета (Сергей Трясцын). Конечно же, по мнению немца, таким может быть только эмигрант из России по прозвищу Чик (немцы не в силах выговорить эту ужасную русскую фамилию!) – пьющий тинейджер нетрадиционной ориентации (но это уже претензии к автору, а не к постановщикам спектакля). Чему, казалось бы, может научить такой друг? И когда Чика за содеянное отправляют в интернат для трудных подростков, а Майку грозит реальный тюремный срок, он получает от отца мощный удар по лицу и требование свалить все на друга. Но понятия о чести, порядочности и дружбе оказываются для сына «человека в футляре» важнее фальшивых семейных ценностей.

Во время путешествия Майк встречает и свою первую женщину – такую же оторву, как Чик, по имени Иза (Елизавета Мушегова)…

В диалогах сохранен подростковый сленг, иногда балансирующий на грани фола, но в мат все-таки не перетекающий. Поколение Z, сидящее в зале, охотно и взахлеб реагирует на знакомые словечки и шуточки. Учителей, приведших своих подопечных в театр, это коробит: они морщатся и подергивают щеками…

ФРИК НА ФРИКЕ

По словам режиссера, берясь за не бытовой, провокационный материал, актеры смело пустились по волнам эксперимента.

– Этот контент требовал оправданий, и только сильная труппа была способна вступить на этот непростой путь! – убежден Константин Яковлев.

И действительно, наблюдать за актерскими перевоплощениями отдельное удовольствие. По-настоящему ненавидишь жесткого, отталкивающего своим цинизмом отца (Александр Красиков), который проводит выходные с любовницей  и ради этого упрекает в рехабе мать Майка (Елена Бычкова) – слабую, беспомощную, покорную, но горячо и нежно любящую своего сына, в финале даже способную на робкий протест. Не менее колоритны и персонажи-фрики, которых Майк и Чик встречают во время своего вояжа. Замечательно комична и даже гротескна многодетная мать-наседка (Татьяна Гладнева), держащая свою огромную, удивительно эрудированную семью и мужа-подкаблучника, и размазню Фридемана (Яков Шестаков) в ежовых рукавицах. Настоящей пародией на образ сексуальной медсестры выглядит Медсестра (Анна Демакова) – мини, декольте, красные шпильки и алая помада, разговаривающая в туфлю, словно в трубку телефона. Так же уморительна пародия на Бэтмана и Черный плащ в одном флаконе: безумная женщина-логопед с огнетушителем в розовом комбинезоне, желтых парике, фартуке и тапочках и сиреневом плаще (заслуженная артистка РФ Ирина Шишенина). По-настоящему страшен (на первый взгляд, безобидный) безумец-ветеран Фрикке, навсегда застрявший в окопах Второй мировой, бегающий по лесам в полинявшей форме верхмахта, каске, с патронташем, винтовкой, гранатами в полевой сумке и неизменной губной гармошкой (Андрей Пудов).

ПОД КУЛЬТОВУЮ МУЗЫКУ RAMMSTEIN

Художник-постановщик  Екатерина Никитина, которая работает в театрах Перми, Санкт-Петербурга, Сарова, Челябинска, Гатчины, Прокопьевска и других, предложила оригинальное решение сценографии.  На сцене – одиозная Берлинская стена, на которую периодически, в зависимости от места происшествия, проецируются граффити, для узнавания которых необходимо владеть определенным культурологическим кодом. К примеру, знать, в какое время и при каких обстоятельствах дорогой Леонид Ильич трижды страстно расцеловал Эрика Хонекера. Или как советский солдат оставляет автограф на стене Рейхстага. Все оригинальные проекции созданы художником по свету Евгением Козиным, заведующим осветительским цехом Пермского Театра-Театра.

Особо хочется сказать о музыкальном оформлении спектакля. В постановке «Гуд бай, Берлин» звучит музыка немецкой группы Rammstein. Естественно, как бывший солист-вокалист подбором музыкального ряда занимался сам режиссер Константин Яковлев.

– Вся музыка – это компиляция, мне хотелось отразить смысловые нагрузки и для каждой картины-сцены создать правильную атмосферу. Наша пьеса – путешествие. По этой причине все персонажи, которые встречаются нашим героям, обладают определенным зарядом. Важно было попасть в настроение каждой картины, в ее атмосферу. Считаю, что в музыкальном оформлении постановки масса смысла, поскольку текст всех композиций, которые мы подобрали, очень хорошо подчеркивает идею спектакля, – убежден Яковлев.

Маргарита Неугодова

СПРАВКА IN

Вольфганг Херрндорф родился в 1965 году в Гамбурге, обучался живописи и, помимо всего прочего, рисовал для знаменитого сатирического журнала «Титаник». В 2002 году вышел в свет его дебютный роман «В плюшевых грозах», в 2007 году – сборник рассказов «На этой стороне пояса Ван-Аллена», который был отмечен Немецкой премией рассказов. В 2011 году увидел свет исторический детектив «Песок», который был внесен в список национальной Немецкой книжной премии.

Что интересно, Херрндорф с юности стремился стать именно живописцем, учился в старейшем художественном вузе Германии – Академии изобразительных искусств в Нюрнберге. Но с карьерой живописца как-то не получилось. Но нельзя сказать, что классическое художественное образование прошло даром – Херрндорф делал для Titanic замечательные работы. Чего стоит его «Классический Коль», изображающий федерального канцлера в стиле Яна Вермеера (Jan Vermeer). К 1998 году в Haffmanns Verlag даже вышел целый календарь с серией портретов руки Херрндорфа, приписываемых Кранаху (Lucas Cranach), Базелицу (Georg Baselitz) и другим известным художникам разных времен. По слухам, Ведомство канцлера скупило почти весь тираж на подарки зарубежным гостям.

В 2013 году Херрндорфа не стало. Он покончил жизнь самоубийством, устав бороться с опухолью мозга. После себя он оставил несколько романов, десятки статей и около 600 рисунков и картин

Расскажите друзьям: