Чтобы помнили

Чтобы помнили

11 января 2008

В Пермском ТЮЗе перед Новым годом состоялась премьера спектакля «Охота жить!..» по рассказам Василия Шукшина. Постановщик – народный артист России Михаил Скоморохов.

Премьера пришлась прямо к моменту награждения его орденом «Знак Почета» и оказалась последней премьерой уходящего года. Михаил Скоморохов умеет красиво и грамотно выстраивать театральную интригу. В прошлом году гостем премьеры «Чонкина» был автор знаменитого романа Владимир Войнович. Гостьей театра в эти предновогодние дни оказалась вдова Василия Шукшина – Лидия Федосеева-Шукшина. Публика горячо приветствовала ее, но актриса была скромна и сдержанна, как и подобает гостье ее статуса. 

То, что Скоморохов решил поставить Шукшина, имеет несколько причин. Во-первых, это, конечно, его автор. Михаил Юрьевич любит и умеет ставить «про деревню», потому что сам родом оттуда. Во-вторых, спектакль посвящен пятидесятилетию творческой деятельности великого русского писателя, несправедливо отодвинутого в последнее десятилетие. И то, что имя Шукшина появилось на афише ТЮЗа, то есть театра, обращенного к юношеству, имеет важный нравственный смысл. В восьмидесятые годы молодые люди называли Шукшина не иначе как Василий Макарович. В знак особого уважения и расположения. Ищущие правды, они находили ее именно в шукшинских рассказах, в фильмах, которые он снимал и в которых снимался сам.

Спектакль и начинается кадрами из фильма «Два Федора», в котором молодой Шукшин снялся в своей первой серьезной роли вместе с крупнейшей русской актрисой Нонной Мордюковой. И заканчивается спектакль кадрами из «Калины красной», где он и Лидия Федосеева как будто бы идут с экрана прямо на зал, и комок встает в горле. Как-то вдруг сразу все становится понятно про нашу сегодняшнюю жизнь. И вспоминаются строки Давида Самойлова: «Нету их и все разрешено…»

Художник ТЮЗа, заслуженный художник России Юрий Жарков придумал игровое пространство, в котором деревенские окна – побольше и поменьше – смотрят на нас своими ситцевыми занавесочками, а за окнами живут деревенские люди. Они мечтают, плачут, ревнуют, сердятся. Словом – живут. Как могут и как умеют. Стараются не делать зла, хотя иногда и делают. Стараются жить по совести, хотя не всегда получается. Мечтают жить счастливо – как все. Так говорит один из героев. Но счастливо тоже получается не всегда.

В инсценировке, сделанной очень талантливо и умело (вообще Ксения Гашева становится постоянным автором ТЮЗа, и это очень полезно театру, поскольку она интересный поэт и драматург), использованы рассказы Шукшина «Письмо», «Одни», «Бессовестные», «Чудик», «Сапожки», «Мой зять украл машину дров». Некоторые из этих рассказов уже хрестоматийны. Некоторые подзабыты. Но все они составляют золотой фонд нашей русской литературы второй половины ХХ века.

Конечно, у Шукшина есть рассказы и больнее, и драматичнее. Но – таков уж внутренний посыл режиссера. Скоморохов хотел сделать лирический и смешной спектакль о простых людях, которые так хотели жить по-человечески и которых эпоха снова забыла в своих великих свершениях. Он напрямую перекликается с «Чонкиным», в котором эта тема взята в несколько ином жанровом ключе, более гротескном и сатирическом.

Сегодня это очень важная и необходимая задача – напомнить всем нам о том, кто мы такие, из каких «шинелей», не только гоголевских, мы вышли. Совесть нашу пробудить. Молодым рассказать о русской жизни.

Как ни странно, спектакль очень перекликается и с сегодняшним днем. Казалось бы, эта жизнь уже ушла, закончилась, исчерпалась и сейчас так уже не живут. И отголосков прежних классовых битв уже не слышно в деревнях. Но на самом деле – так и живут. Только голосов их не слышно. Все заступники умерли. Раньше простые люди не интересовали советскую власть, занятую гигантскими планами по строительству коммунизма, а теперь они еще меньше интересуют власть, занятую строительством олигархического капитализма. А это ведь и есть та Россия, за которую всем своим сердцем болел Василий Шукшин.

В спектакле пока много театральной сентиментальности, но не хватает настоящей боли. Не хватает этой русской вечной приниженности, «притерпелости» (термин Солженицына) к тяжелым обстоятельствам жизни, которые всегда унижали русского человека. «Охота жить!..» – это ведь не только о том, как хочется жить. Но и о том, как жить не дают, как мешают.

В спектакле занята почти вся труппа театра. Все тюзовские любимцы публики – и Валерий Серегин, и Ирина Сахно, и Наталья Попова, и Александр Калашниченко, и Валентина Лаптева, и Николай Глебов – получили здесь просто репризные роли.

Самое интересное то, что в труппе почти нет возрастных артистов. Сравнительно молодым или вообще молодым актерам пришлось здесь играть стариков. Это очень сложно. А еще сложнее – городским людям сыграть деревенских жителей. Это получается не у всех. Но у многих.

Очень хороша Марина Шувалова в роли тихой, строгой богомольной старухи Отавиной. Где-то она подсмотрела и этот застенчивый жест, которым ее героиня прикрывает рот, и степенные манеры, и достойную ровную речь.

Хорош и любимец публики заслуженный артист России Валерий Серегин в роли неудачного жениха, который сватается к этой старушке. Как нежно он обтирает запотевшую бутылочку, которую принес с собой, как трогательно торжественен в сцене сватовства. Но, безусловно, лучшая сцена спектакля, его камертон – это рассказ «Сапожки». Герой этого рассказа, Сергей, ни с того ни с сего покупает жене дорогущие сапожки, которые меряют всей семьей и которые, естественно, не застегиваются на полных тяжелых ногах жены, Клавы.

Здесь все невероятно правдивы – и Сергей в исполнении заслуженного артиста России Николая Глебова, и Клава – заслуженная артистка России Ирина Шишенина, и дочка Машка – студентка ПГИИК Анастасия Дашина. Как психологически точен, актерски умен и тонок Глебов, играющий простого мужика, потрясенного красотой белых «пипеток». Какая женская обида в голосе Клавы, которой раз в жизни повезло, а сапожки не налезают. Какое потрясение в глазах дочки, которой вдруг привалило такое счастье. С каким ужасом и восторгом в глазах Машка вышагивает в этих неземной красоты сапожках. И какая нежная сцена потом, когда тихой ночью, после бани, Сергей-Глебов курит на завалинке, а простоволосая жена ласково зовет его: «Пойдем, Сергуня» Эту тихую сцену простого человеческого счастья зал смотрит, затаясь. Потому что у каждого русского человека, даже если он не деревенский, даже если он олигарх (на премьере были члены Строгановского клуба со своими половинами), есть в жизни такие воспоминания. Не всегда же все отдыхали на Канарах.

Очень неожиданна заслуженная артистка России Ирина Сахно в роли старухи Кандауровой, которая все пишет бесконечное письмо дочери и зятю, а они все не едут повидаться. И в этом письме-монологе она смешно и трогательно сыграла все – и поссорилась, и помирилась, и обиделась, и простила.

Интересны Андрей Пудов и заслуженная артистка России Наталья Попова в ролях Антипа и Марфы. Только вот у этой пары все держится на грани – нет-нет да и впадают оба то в излишнее комикование, то в сентиментальность. Так же, как братья из рассказа «Чудик» в исполнении Александра Калашниченко и Дмитрия Юркова.

В спектакле, лирическом, смешном и трогательном, еще не все устоялось. Главное здесь – избежать театральных масок «деревенских людей», которые всегда отвратительны в театре. После легендарного додинского спектакля «Братья и сестры», намек на который есть в начале спектакля, «деревенскую характерность» в театре уже играть стыдно. У этого спектакля большая ответственность перед зрителем. Он должен напомнить и молодым и старым о замечательном русском писателе, который всегда был заступником за русского человека, и о забытых ныне вещах – о совестливых и честных началах русской жизни. Чтобы помнили!

Татьяна Тихоновец

Газета «Пермские новости», 11.01.2008

Расскажите друзьям: