В Пермском ТЮЗе поставили мюзикл о войне

В Пермском ТЮЗе поставили мюзикл о войне

29 октября 2023

Пермский ТЮЗ упорно держит курс на переход от искусства драматического театра к эстетике мюзикла. Новым доказательством сего стала премьера «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» по мотивам известной эпопеи Л. Толстого. Что это дало зрителю?

Мюзикл «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой» предназначен для зрителей от 16 лет и выше, но его вполне могут смотреть восьмиклассники. Сюжетная история, рассказанная Львом Толстым в двух томах, предельно сокращена и адаптирована. Достоинством либретто Натальи Индейкиной является то, что она не побоялась потеснить штампованный прием мюзикла — рассказать очередные приключения любви юной девушки — и включила в спектакль совсем другие эмоции, которые далеки от любовной лирики. Она смело ввела в текст либретто сцены Бородинского сражения, пожара в Москве, страданий плененных французами русских, сбор русских воинов под знамена императора Александра Первого. Она сделала честную попытку поставить на сцене прозу целиком, и мы приветствуем этот принципиальный уважительный подход к литературной классике. В драматическом слое спектакля мы увидели героев именно Льва Толстого (а не субъективные фантазии, как это бывает у иных современных режиссеров). Тех героев, кто был способен к нравственному совершенствованию, кто в своей душе нес не только глубокие индивидуальные чувства, но и эмоции гражданские.

Вместе с тем сжатие масштабного по размерам текста в трехчасовое действие обернулось многоэпизодностью и поставило перед актерами чрезвычайно трудные задачи: за короткий промежуток времени раскрыть жизнь и судьбу своего персонажа. Наталья Индейкина выступила в этой работе не только автором либретто, но и режиссером-постановщиком. Ассистентом режиссера-постановщика стала артистка ТЮЗа Ксения Жаркова. Постановщик и помощник режиссера, обе с опытом актерской игры, будучи в режиссерском статусе, не побоялись «умирать» в актерских работах. Большинство исполнителей справились со своими задачами, а некоторые работы артистов раскрыли новые грани их творчества.

Абсолютно новой предстала Надежда Кайсина в исполнении роли Элен Безуховой. Мы помним актрису в ролях уравновешенных героинь: Нины из «Старшего сына» А. Вампилова или Сонечки из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского. Здесь актриса неожиданно обнаружила взрывной, мощный темперамент. В сцене спора с мужем ее Элен предстала, как разъяренная стерва, исступленно терзающая мужа вопросами, как кружащаяся эриния вокруг Орестея в известном мифе. Стало абсолютно понятно, почему вдруг у Пьера Безухова, мирного и незлобивого мужчины, вдруг просыпается ответная звериная ярость, и он замахивается на жену тем, что попадается под руку.

DSC_0472.jpg

DSC_0496.jpg

DSC_0518.jpg

Поразила актриса Наталья Аникина в эпизоде страшной вести о младшем сыне Петеньке Ростове. Ей в роли графини Ростовой удалось передать в зал трагедию матери, потерявшей на войне сына, эмоционально сильно прожить страшное известие.

DSC_0989.jpg

DSC_0757.jpg

DSC_0538.jpg

DSC_0782.jpg

На спектакле во время общественной премьеры мы увидели живые характеры, созданные в коротких эпизодах Александром Шаровым (граф Илья Андреевич Ростов), Еленой Бычковой (княжна Мария Болконская), Татьяной Гладневой (крестная Наташи Ростовой), Татьяной Жарковой (Марья Игнатьевна Перонская). Трогательным получился эпизод проводов на войну князем Николаем Болконским - Яковом Рудаковым, княжной Марией - Еленой Бычковой Андрея Болконского - Евгения Замахаева. Пронзительна была боль Женщины на пожаре, потерявшей ребенка, в исполнении Сюзанны Калашниченко. Запомнился Александр Первый Павла Ознобишина, который из светского кавалера на балу вдруг обретает облик защитника земли русской. И это выглядело бы совсем неоправданно, если не вспомнить, что после победы над Наполеоном русского императора прозвали в народе Благословенным.

Нельзя не сказать об образе Кутузова, которого мы видели в исполнении Александра Красикова. Его генерал-фельдмаршал смотрелся абсолютно провокативно, он говорил бесцветным голосом, все время что-то жевал, находясь с краю на авансцене, вдали от театра войны. Был незаметным среди других, пока не сказал фразу: «Лошадиное мясо будут есть...» Про французов. Не знаю, так задумывалось или получилось случайно. Но Кутузов в этом спектакле пока загадка, что само по себе, может, и неплохо. Известно из исторических источников, что многие военачальники были недовольны назначением его на роль главнокомандующего в той войне. Но именно он, внешне не бравый, не жаждущий прямых столкновений с армией Наполеона, за несколько месяцев силами армии в три раза меньшей буквально «стер в пыль великую армию Наполеона в 680 тысяч штыков» (В. Мединский).

DSC_0772.jpg

DSC_0838.jpg

DSC_0840.jpg

DSC_0846.jpg

DSC_0854.jpg

DSC_0864.jpg

Эпизоды Отечественной войны 1812 года, воссозданные совместными усилиями композитора Владимира Баскина, специалиста по видео-арту Натальи Наумовой, художника по свету Евгения Козина, хормейстера Ксении Муравьевой, режиссера по пластике Татьяны Безменовой, создали запоминающийся образ России гражданской, патриотической.

Согласимся со словами Натальи Индейкиной, которая на пресс-конференции выразила особую благодарность за творческое содружество режиссеру по пластике Татьяне Безменовой; ассистенту режиссера по пластике Саъдулле Абдувалиеву. В спектакле немало музыкально-пластических образов, выразительных, атмосферных, глубоких по смыслу, дополняющих словесное содержание и увеличивающих объем смысла происходящего. Приведу только пару примеров. Артисты Артем Гукенгеймер (Анатоль Курагин) и Артем Радостев (Федор Долохов) исполняют роли персонажей, которые, по Льву Толстому, принадлежат к нравственно омертвевшему типу людей. В спектакле на балу они гуляют парой, как близнецы. В придуманной для этой пары динамике движений сквозит внешнее заразительное обаяние, артистам удается создать образ соблазнителей, вероломность поведения которых мы увидим гораздо позже. 

DSC_0602.jpg

DSC_0632.jpg

DSC_0634.jpg

DSC_0636.jpg

Другой эпизод: Бородинская битва, когда из глубины сцены на зрителей выходит шеренга солдат, вдруг падает, сраженная картечью, и, как по волшебству, на смену павшим возникает новая, и тоже падает, и возникает еще одна, еще и еще... Так возникает образ беспримерного массового героизма русских воинов во имя любви к Родине.

Тема России, противостоящей вражескому нашествию, значительно потеснила в общем впечатлении от спектакля музыкальную любовную лирику. Возможно, здесь создатели спектакля оказались заложниками мюзикла как продукта массовой эстрадной культуры, целенаправленно идущей к упрощению взаимоотношений персонажей. Многие психологические моменты, причинно-следственные связи всего того, что произошло между Андреем Болконским и Наташей, Наташей и Анатолем Курагиным, Наташей и Пьером Безуховым пропущены. Слова сольных песен и дуэтов, заменившие многословные внутренние монологи автора, «оставляют желать»... Тем не менее любимцы пермской публики Евгений Замахаев и Дмитрий Гордеев по-прежнему на сдаче спектакля завоевали аплодисменты. Дмитрий Гордеев в роли Безухова искренне и убедительно прожил скандал с Элен, встречи в горящей Москве с французским офицером, женщиной, потерявшей ребенка, полубезумный монолог Пьера о желании убить Наполеона... Актеру удалось убедить в происходящем на наших глазах нравственном перерождении графа Безухова. Евгений Замахаев в образе Болконского запомнился отвагой и решимостью своего героя, осознанием ценностей любви, по-человечески живой была сцена встречи его Андрея, смертельно раненного, с Наташей.

Наташу исполнила в день общественного просмотра актриса Дарья Яловега. Для нее эта роль стала дебютом на сцене ТЮЗа. Внешне худенькая, как девочка-подросток, с неуверенностью в себе, жаждой взаимной любви, в постоянном нервическом состоянии, ее Наташа периода мирной жизни была достоверна. Во время войны Наташа-Яловега снова спешит, хлопочет, беспокоится - на сей раз о других. Она много бегает по сцене, иногда кажется, что просто от излишнего волнения. Мы видим ее в светлом бальном платье в начале действия. В черном, как монашенку, под конец.

DSC_0119.jpg

DSC_0207.jpg

DSC_0278.jpg

DSC_0311.jpg

DSC_0322.jpg

DSC_0332.jpg

DSC_0350.jpg

DSC_0430.jpg

DSC_0540.jpg

DSC_0568.jpg

DSC_0573.jpg

DSC_0579.jpg

DSC_0659.jpg

DSC_0705.jpg

DSC_0737.jpg

DSC_0957.jpg

DSC_0961.jpg

DSC_1008.jpg

DSC_1022.jpg

DSC_1035.jpg

Но черные одежды не помешают ей в финале спектакля протянуть руки к Пьеру Безухову и вместе с ним спеть их личный гимн жизни. Они споют, что «дано нам мыслить и желать, / И счастье новый день встречать/ Свою судьбу благодарить, /Верить и любить, / Жить!». Зал ответит аплодисментами.

А нам остается констатировать: несмотря на ряд спорных с точки зрения художественности моментов, спектакль по мотивам «Войны и мира» Л. Толстого оказался первой после начала СВО живой постановкой среди премьер государственных театров Перми на патриотическую тему.

Фото из архива театра Романа Горбатовского

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: