В Пермском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Птицы» Аристофана

В Пермском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Птицы» Аристофана

4 апреля 2024

Статья на портале permnew.ru

Автор пьесы жил в V веке до н.э., что не помешало ТЮЗу попытаться найти в старой истории про птиц, которые когда-то были людьми, нечто, близкое современнику XXI века. Была разыграна, как сказано в программке, «вольная фантазия на темы, предложенные Аристофаном».

Сценический сюжет, как у Аристофана, сказочный, он построен на том, что два афинянина Эвельпиф (Дмитрий Гордеев) и Писфетер (Яков Рудаков) убежали из города от налогов и штрафов с целью найти тихое убежище, где они «осесть могли и жизнь спокойную начать». В сцене путешествия, интересно разыгранной актерами, мы видим «комос», в переводе с греческого - «шествие подвыпившей компании с шутками и насмешками» под музыку греческого танца «Сиртаки». Афиняне дошли до царства птиц, и один из них - Писфетер - подкинул птицам идею построить город, чтобы не бояться ни людей, ни богов. Далее сюжетные линии античного автора и сценической редакции Т. Безменовой и М. Либерзона расходятся. У Аристофана история завершается выгодной для Писфетера свадьбой. В спектакле идеолога птиц убивают.

Образ птиц создает большая группа артистов. Они существуют по преимуществу в пластическом рисунке ролей, но пластика тела только угадывается, так как костюмы, созданные Каринэ Булгач, скрывают тело. В целом получился своеобразный «птичий базар». Невольно в те минуты вспомнилось, что историки театра чтили талант Аристофана за то, что он в своем творчестве отразил опыт народной художественной самодеятельности. Присутствует в спектакле такая важная для пьесы Аристофана особенность, как вставка в пьесу, непосредственно не связанная ни с ее содержанием, ни с развитием сценического действия. Эта вставка в спектакле обнаруживает себя в истории любви двух птиц в белых костюмах. 

Вставки использовались в древних комедиях для того, чтобы хор обратился к зрителям с каким-то заявлением или призывом. В спектакле ТЮЗа хор как отдельное действующее лицо отсутствовал, поэтому зрителю оставалось самому домысливать то, что предлагала сцена.

Важнейшей составной частью всех комедий Аристофана была злободневная политическая сатира, подсказанная живой исторической действительностью. В спектакле сатиры нет, но есть в достаточной мере ирония. Ироничны образы богов: Ириды - засл. артистки РФ Ирины Шишениной, Прометея - Павла Ознобишина, Посейдона - Александра Красикова, Геракла - Артема Шампорова. В современных стильных «прикидах» богатого слоя общества они смотрят на птиц свысока, как на существ неразумных, и вынуждены спорить только с афинянами, их конкурентами в управлении городом птиц. Ироничен образ Удода, царя птиц в исполнении Александра Шарова, придумавшего смешной гортанный звук для сопровождения умственной деятельности этого персонажа.

В целом становится понятен замысел постановщиков спектакля: режиссера, хореографа и музыкального оформителя Татьяны Безменовой, сценографа Каринэ Булгач, ассистента режиссера Дмитрия Юркова, ассистента хореографа Никиты Пепеляева, художника по свету Аександра Прокопца. Это грустная улыбка по поводу веры и надежды древних людей обрести демократичное управление хотя бы в отдельно взятом полисе. История создания города Тучекукуевска говорит о невозможности таких надежд. Всегда найдутся новые лидеры мнений, которые сумеют очаровать своими речами электорат и начнут «править бал».

Стоит напомнить, что постановка античного театра на современной сцене сопряжена с многими объективными трудностями. Среди них отметим разность природы комизма в античности и сегодня; осознание границ вольной интерпретации древнего текста на современной сцене; режиссерского и актерского мастерства в создании образов персонажей. Отечественные специалисты-антиковеды обнаруживали нерешенность этих проблем на сцене московских театров 2010 - 2014 годов. Думается, что и постановка «Птиц» Аристофана в пермском ТЮЗе интересна как экспериментальный опыт со своими достоинствами и противоречиями.

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: