Елена Бычкова работает в театре шестнадцать лет, входит в число ведущих артистов среднего поколения труппы. Зрителям она знакома по спектаклям «Ночь перед рождеством» (Оксана) Гоголя, «Европа - Азия» (Невеста) братьев Пресняковых, «Лес» (Аксюша) Островского, «Три сестры» (Наташа) Чехова, «Морозко» (Настенька), «Емелино счастье» (Царевна Несмеяна), «БСЭ» (Вера) Коляды и другим. Ей одинаково удаются драматические, лирические и комедийные роли. Она умеет вызывать смех, сочувствие, заставляет переживать, погружаться в действие спектакля. Мы попросили актрису поделиться впечатлениями об актерской профессии и о работе театра.
Елена, вы начали работать в ТЮЗе сразу после окончания учебы, почему именно этот театр?
Я училась в Пермском государственном институте искусства и культуры, наш курс набирал сам Михаил Юрьевич Скоморохов. Поэтому в театре я играла уже со второго курса, мне нравится режиссер, и не хотелось ни с кем другим работать.
У вас был наставник в театре до Скоморохова?
Первый учитель - Наталья Евгеньевна Белослудцева - у меня появился, когда училась в школе «Театр» в Краснокамске. Все что я могу, умею, все мои пристрастия, мысли о профессии, вкусы - это все заложено ею. А сейчас я учусь у Скоморохова.
Какие роли в ТЮЗе оказались для вас наиболее интересными?
Самая первая роль у меня была на втором курсе в спектакле «Как Баба-Яга сына женила», там я играла Аленушку. И мне это было интересно. Следующая - Катерина из «Грозы». Я работаю в репертуарном театре и не могу говорить: «Вот это я буду играть, вот это не буду». Чаще всего все роли мне интересны. Я могу быть категорически не согласна с режиссером, постановка мне не нравится, а роль начинаю любить.
А какие ваши роли вам были все-таки неприятны?
Вот у нас шел спектакль «Сейшен с ангелами», для подростков. Я считаю, что в детском театре такого рода зрелища не должны быть. Это была ужасная постановка, ужасная пьеса. Детям нельзя такое показывать. Да, я видела у них катарсис на поклоне, они аплодировали и плакали. Но им надо показывать что-то другое, а не то, в чем они живут и в чем варятся. Дети смотрят и думают: «Да, это правильно, так можно». Вот и полстраны «Дом-2» смотрят. Так не должно быть.
Ваша героиня из «БСЭ» имеет один из самых сложных характеров, но не ясно, что же с ней произошло в конце. Что это было? Почему такой финал?
Михаил Юрьевич был не согласен с финалом пьесы и немного сократил, переставил текст, сделав другой финал. У автора Вера сошла с ума, а Скоморохов этого не хотел, она и так немного ненормальная. Думала, что все идет к ее мечте. И сейчас Вера выйдет красивая, все песни ему споет, и они поженятся. А оказалось, что она ему не нужна. Что было дальше, я думаю, зритель может сам дофантазировать. Вернулась ли она в деревню к папе? Как она там жила, может за кого-то замуж вышла.
Как идет обычно подготовка к роли?
Много думаю про этого человека: «А почему именно так он это сказал, зачем? А когда случилось это? Как он относится к другим персонажам?». У нас бывает очень долгий «застольный» период, когда мы все обсуждаем с режиссером, со всеми, кто участвует в спектакле. Потом становишься беременным этой ролью, только об этом и думаешь. Порой даже на улице полушепотом текст повторяешь, а люди, наверное, думают, что ненормальный человек идет. Но такая у нас профессия.
Назовите спектакли, которые вам больше всего запомнились или стали явлением театральной жизни Перми?
Постановка «Грозы». Мы с «Грозой» очень много гастролировали, ездили в Москву, Турцию. Или «Как Баба-Яга сына женила», автор - наш актер Вячеслав Тимошин, хорошая сказка, поэтому она так долго живет, наверное, уже лет 15. Был у нас спектакль «Элькино золото», там девушка, которую я играла, ждала признания любви. И в конце, когда герой наконец-то признается ей в этом чувстве, мужчина в зале выпалил: «Ну наконец-то!».
Зрителю всегда интересно, что происходит за кулисами между выходами на сцену во время спектакля?
Отдыхаем, сидим, ждем выхода, готовимся, если нужен какой-то реквизит. Кто-то шутит, например, если спектакль детский, давно идет, и мы меньше волнуемся. Кто-то волнуется, ходит, и его не надо трогать, он текст повторяет. Когда спектакли каждый день, мы сильно устаем. А вообще за кулисами все кипит, движется. Трудятся монтировщики, реквизиторы, помощники режиссера и т.д.
Чем тяжела актерская работа?
Она тяжелая и физически, и эмоционально. У меня сестра недавно поняла: «Как же? Вы же плачете все время, этим живете, значит постоянно в стрессе. К тому же надо много текста помнить всегда». Мы прыгаем, пляшем, и не важно, болит ли что-то. Так играем, чтобы зритель не догадался, как это тяжело. А на репетициях еще и не один раз эпизод проигрываем, бывает третий дубль, четвертый.
А как у вас проходят капустники?
По-разному. Обычно девочки поздравляют с 23 февраля, а мальчики с 8 марта, и все готовится отдельно. Мы это объединили в один день, у нас его обозвали «февромарт». Чем капустники интересны? Я могу выйти и сыграть роль, которую мне в театре не дадут, показать то, чего не делаю ни в одном спектакле. Капустник очень полезен для артиста. Во-первых, ты можешь высказаться на сцене при всех, что обо всем и обо всех думаешь. Во-вторых, можешь удивить, выступить в новом качестве.
Какие профессии вам нравятся в театре, помимо актерской?
С первого курса, где-то года три, подрабатывала в театре шляпницей. Еще у меня есть образование: я швея. Мне нравится работа парикмахера, интересно делать грим. А бутафоры? Мне очень интересно что-то руками делать. Мой муж работает в театре звукооператором. От него зависит музыкальное звучание спектакля, это не может быть неинтересным.
А бывает, что актер сам подбирает себе костюм?
Это у нас называется - брать «на подборе». Бывает, на репетициях иду в костюмерный цех и что-то себе выбираю. Я же уже представила, какая у меня героиня, как она выглядит. И несколько раз было, что мне Михаил Юрьевич говорит: «Лена, ты в этом и будешь играть. Лене уже не мешайте, это она хорошо придумала». Но в основном нам, конечно, шьют костюмы, для этого есть отдельная профессия. Опять же, если я в чем-то попала с репетиционным костюмом, художники и режиссер идут навстречу: «Давай мы тебе сделаем такое же, примерно также пошьем, только новое».
Вы с мужем в ТЮЗе познакомились? Как это произошло?
Да, мы же студентами тут учились, все время были в театре, так и познакомились. Сначала дружили, потом это все переросло в любовь и совместную жизнь. В театре много пар сложилось. И это лучше для актера, когда любимый знает, где ты, что тут происходит. А когда человек «со стороны», часто он не понимает всю сложность и занятость этой профессии.
В чем вы видите предназначение актера?
Я считаю, что не надо никого пытаться учить. Но если хоть один человек задумался, поверил мне и что-то перестроил в своей жизни - это уже хорошо. И, конечно, надо развлекать, такая у нас профессия, скоморохи мы.
Как вы оцениваете роль театра в индустрии развлечений? Теперь это только досуг?
Главное, чтобы люди ходили в театр. Пусть будет досуг, пусть люди придут отдохнуть, но в итоге они получат что-то для души. Многие даже не знают: в ТЮЗе и взрослые спектакли есть.