Баночки-скляночки, конфетки-бараночки: что такое реквизит?

Баночки-скляночки, конфетки-бараночки: что такое реквизит?

3 июля 2023

Среди многочисленных театральных цехов реквизиторский похож на шкатулку с секретом. Там хранится множество вещей, подлинных и бутафорских. Кастрюли и чайные сервизы, сумки и чемоданы, ружья и веера, очки и волшебные палочки… Всё это называется театральным реквизитом. Само слово «реквизит» восходит к латинскому «requisitum» - требуемое, необходимое. И в самом деле, трудно представить спектакль без реквизита. Он необходим для создания атмосферы действия и помогает актеру воплотить образ.

Об особенностях профессии и секретах реквизиторского цеха членам Пресс-клуба Пермского ТЮЗа рассказала заведующая цехом Маргарита Андреевна Терентьева.

v49mV43_IFY.jpg

Реквизит попадает в театр разными путями. Что-то делают бутафоры, какие-то предметы покупают, иногда приносят зрители или сотрудники театра. Некоторые вещи, можно сказать, музейные экспонаты. Реквизит накапливается годами. Спектакль уходит из репертуара, а вещи остаются. Сколько всего хранят реквизиторы, не скажет ни один человек. Но Маргарита Андреевна точно знает, каким богатством она обладает, и без труда найдет нужный предмет.

Хранить, беречь, ремонтировать…

Реквизиторский цех Пермского ТЮЗа занимает две комнаты на разных этажах. На уровне сцены обитают вещи из идущих спектаклей. «Алиса в стране чудес», «Холодное сердце», «Старушка на миллион», «Отрочество» и другие, и самый тяжёлый реквизит. Этажом выше на массивных стеллажах – спектакли полегче и «архивные»: те, которые сейчас не играются. Это только с первого взгляда тут творческий беспорядок. На самом деле у каждого спектакля есть свое место.

– Вот, смотрите, стоит стеллаж, на нем – реквизит из трех спектаклей. С правой стороны – предметы, которые используются в спектаклях «Как Баба Яга сына женила», «Мертвые души» и «Сказки про Ежика в тумане», – показывает Маргарита Андреевна.

Самый «реквизитозатратный» спектакль - «Золушка». Он занимает целый стеллаж - шестнадцать корзин. Вещи, которые используются редко, хранятся в соответствии со своим предназначением: все берестяные туески, все кастрюли, все чайники.

Реквизиторы следят за сохранностью вещей. Ведь на спектакле может случиться всякое.

–  Был случай: в “Ежике в тумане” есть удочка, кто-то случайно на нее встал, она сломалась. И мы покупаем новую. А без надобности реквизит мы не меняем, - рассказывает Маргарита Андреевна.

Особое внимание - реквизиту из спектаклей - долгожителей. Сказка «Как Баба-яга сына женила» идет с 1996 года, «Синему платочку» и «Отрочеству» уже больше двадцати лет.

– Реквизиту для “Синего платочка” уже сколько лет! Из него ничего не заменяется. Ну, если чашка разбивается, конечно, мы ее меняем.

Но и в премьерных спектаклях бывает, что реквизит быстро изнашивается.

- В “Снежной королеве”, например, кубики бросаются на пол и от этого вышаркиваются – мы отдаем их бутафорам. Они ремонтируют и приносят обратно в четко установленные сроки.

Пачка бумаги, с которой Татьяна Гладнева работает в спектакле «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» служит примерно три спектакля. Потом ее заменяют новой. Правда, бумагу сначала изрядно мнут и треплют, ведь листы играют роль «роли» и должны выглядеть как «видавшие виды».

Всё как на подбор!

Когда артисты начинают готовить новый спектакль, реквизиторов тоже вызывают на репетиции. Вместе с режиссером, художником и исполнителями реквизиторы подбирают необходимые предметы из тех, что уже имеются в цехе. В театре так и говорят — из подбора. Допустим, в сцене нужен веер, реквизитор выдает любой веер. Нужна кастрюля, берется любая кастрюля, неважно какого размера. Постепенно бутафоры делают, инженер по снабжению закупает весь нужный реквизит для нового спектакля. Бывает так, что и купленный реквизит нужно дорабатывать исходя из художественного оформления спектакля, и это тоже задача бутафоров. То, что из подбора, уходит обратно в цех, а новенькое используется в генеральных репетициях и в спектакле. Иногда давно игравшие предметы оказываются удобнее актеру и точнее по замыслу режиссера и художника, и тогда «ветеран» получает жизнь в новом спектакле. За время репетиций у реквизитора уже накапливается и весь необходимый реквизит, и список того, чего еще не хватает. Следующий этап — репетиции на сцене и премьера.

Зарядить и проводить… Голова кругом…

К моменту выпуска спектакля у реквизитора, как и у звукорежиссера или осветителя, складывается «партитура». Этим музыкальным термином в театре называют документ, в котором расписана схема работы со спектаклем.

– На каждый спектакль пишется так называемый паспорт. В нём записано, что из предметов нужно готовить на тот или иной момент спектакля и в каком месте что должно лежать: с левой или правой стороны, в «шекспирках», на порталах. Записывается и время перестановки реквизита за кулисами: во время такого-то акта, антракта что-то уже отработало, надо убрать со сцены, - раскрывает секреты организации Маргарита Андреевна.

Так каждый предмет обретает свое строго определенное место на сцене или за кулисами. Самое главное — чтобы актеру было удобно взять и работать с предметом. Но и это еще не все.

– У каждого актера еще свои хитрости. Например, в «Золушке» фею играют Валентина Лаптева и Виктория Ельцова. Фантики в качестве реквизита им нужно класть в разные места. И особенности есть у каждого актера, поэтому такие детали мы тоже прописываем в паспорте спектакля, – объясняет технологию работы Маргарита Андреевна.

Иногда в записях можно встретить рисуночки и фотографии, фиксирующие, на каких местах какие предметы должны лежать. С паспортом-партитурой реквизитор сверяется каждый раз при подготовке спектакля. Ведь память может подвести. Надо отметить, что другой сотрудник, даже хорошо знающий спектакль, не сможет провести спектакль самостоятельно. Новичок сможет ориентироваться в записях, только несколько раз пройдя весь цикл работы.

8_f8ohxzrPo.jpg

Работа реквизитора в день спектакля начинается задолго до третьего звонка.

– Если в спектакле используется посуда, то мы приходим часа за три до спектакля. А на «Дубровского» – вообще за четыре. Всю посуду надо перемыть, – перечисляет Маргарита Андреевна.

Процесс раскладывания реквизита для конкретного спектакля в соответствии с паспортом называется «зарядка». «Заряжают» саму сцену (раскладывая реквизит в декорациях спектакля), а также кулисы и остальное пространство за сценой – в зависимости от того, откуда выходят актеры, которые «прихватывают» необходимые предметы. А работа во время действия — принести, убрать, заменить — в театре называется «провести спектакль». Так что театральные «зарядка» и «проводка» к электричеству не имеют никакого отношения!

Да, еще важно собрать реквизит после спектакля. Бывает, что забывчивые актеры уносят вещи в гримерки.

- Тогда мы ловим их у цеха, либо по трансляции объявляем: Красиков, не забудь очки снять, - улыбается Маргарита Андреевна, - за всем нужно следить!

"Люди в черном” по шаблону не работают

В штате Пермского ТЮЗа два реквизитора. Чаще спектакль ведут по-одному. В больших постановках, когда перестановки предметов приходится делать параллельно с обеих сторон сцены, работают в паре. Есть спектакли, в которых реквизиторам приходится выходить на сцену. Спектакли «Продавец дождя» и «Еврейское счастье» – тому пример. Очень важно не помешать действию, не упасть, ничего не задеть, не опрокинуть. Надо быть малозаметным или совсем незаметным. Так что никаких каблуков и распущенных волос.

– Мне не очень нравятся такие спектакли, потому что я всегда волнуюсь. В «Еврейском счастье» нужно быстро выйти, постелить скатерть, поставить вазочку; нужно успеть, попасть в музыку и в шаги. Все это отрабатывается на репетициях. Помню, М.Ю. Скоморохов на репетиции сам считал шаги: один, два, три, четыре…. На сцене нужно делать все аккуратно, так как мы работаем в темноте, ориентируемся по меткам. Поначалу переживаешь, но в процессе репетиций привыкаешь, – рассказывает Маргарита Андреевна.

Реквизиторы выходят на сцену в черных халатах или в специальных костюмах, которые им шьют. В такие моменты они являются частью действия, еще одним действующим лицом.

Что едят артисты?

Наверное, этот вопрос волнует большинство зрителей. Действительно ли в бокалах вино или все-таки вишневый сок? Оказывается, в этом деле тоже есть свои тонкости. Вся ответственность за еду лежит на реквизиторах.

– Для спектакля «Старушка на миллион» мы разводим чай каркаде вместо вина. Коньяк заменяем кока-колой. В «Нетеатральных историях» Михаилу Шибанову мы наливаем колу и разбавляем водой, чтобы газов не осталось. Это запрещено. Бывает, вместо газировки разводим чай. Все зависит от вкусов артистов. Нас заранее предупреждают. Кому-то, например, вкус каркаде не нравится, тогда мы заменяем его на чай с малиной. Главное, чтобы красный оттенок сохранялся, – рассказывает Маргарита Андреевна.

9QouKuuk7a4.jpg

Иногда нужен настоящий обед.

– У нас был спектакль «Золотой теленок», мы покупали для него хлеб, яйца, которые варили. Для спектакля «Преступление и наказание» мы заваривали лапшу быстрого приготовления, потому что по правилам пожарной безопасности использование плиток в театре запрещено. Для «Еврейского счастья» закупаем яблоки, кладем одно Татьяне Петровне Жарковой в бикс (специальный контейнер - ред.), актеру, который играет солдата (Дмитрий Гордеев и Артем Гукенгеймер — ред.), заранее нарезаем яблоко, – объясняет Маргарита Андреевна.

Кстати, яблоко — самая удобная еда на сцене. Не пачкает руки, удобно жевать. Еда и напитки относятся к исходящему реквизиту — то есть такому, что исчезает в процессе. Из этой же категории - сигареты, бумага или спички. За каждую покупку - капусту, яблоки и даже яйцо - Маргарита Андреевна строго отчитывается перед театром.

Путешествующий реквизит

Реквизиторы путешествуют с театром. Куда только они ни съездили, обеспечивая гастроли спектаклей! За более чем полувековую историю театра в их «послужном списке» - фестивали в Авиньоне, Грузии и Турции, множество поездок по России и Пермскому краю.

U6oePxeinQM.jpg

На гастролях сцена и закулисное пространство не соответствуют родному тюзовскому, и тогда приходится переписывать «партитуры», придумывать новые подходы к сцене, новые решения проведения спектакля.

А реквизит – весь с собой. Когда спектакль едет в другой город, то реквизит берут с запасом, ведь вдали от дома может произойти все, что угодно.

- Нам говорят дату погрузки, и мы должны к этому моменту всё упаковать. Особенно это касается посуды, которую мы заворачиваем в тряпочки для безопасной перевозки, - объясняет Маргарита Андреевна.

2yJeL5jg89c.jpg

Реквизит ездит в гастрольных ящиках. А некоторые спектакли – из часто путешествующих (как, например, «Каникулы в Лукоморье», «День рождения кота Леопольда», «Побег из Простоквашино»), – так в них и «живут».

Думать головой, работать руками…

Работа реквизитора интересная, но и безумно ответственная – ведь от одной маленькой мелочи, случайно забытой или лежащей не на том месте, может сорваться целый спектакль – труд множества людей. Нужны феноменальная память, выносливость, хорошая реакция. Не все готовы справляться с физическими нагрузками и держать внимание в напряжении по восемь — десять часов подряд. Новенькие в профессии зачастую надолго не задерживаются. По мнению Маргариты Андреевны, тяжело справляться с огромным объемом работы, находясь в цехе с утра до вечера.

- Нужна хорошая память, ответственность, способность быстро соображать. Во время спектакля нам дается определенное время, чтобы сделать перестановку, и всё это надо сделать быстро. А также необходимо умение ладить с людьми, потому что наша работа непосредственно связана с актерами, режиссерами и художниками. А все они люди, и у каждого свой характер и свое видение, - улыбается Маргарита Андреевна.

n0UQEXXP6gc.jpg

Специально реквизиторов учебные заведения не готовят. Маргарита Андреевна Терентьева сначала работала художником, потом перешла в реквизиторы. Быстро освоить новую профессию помогла наставник. Долгие годы реквизиторским цехом Пермского ТЮЗа заведовала Вера Ивановна Плетнева. А до нее эту должность занимала Евгения Дмитриевна Титова. Представляете, за почти 60 лет жизни ТЮЗа — всего три заведующих цехом! Удивительное постоянство, которое основано на безграничной любви к театру!

Завершая экскурсию по реквизиторскому цеху, еще раз пройдемся между стеллажами. Не рассказали о берестяных туесах из «Золоченых лбов», сделанных умельцами из Коми-округа, не успели рассмотреть деньги всех времен и народов, не тронули струны балалайки, «работавшей» в «Охоте жить!» Все это - кусочки целых миров, которые, складываясь, как пазлы, создают единое целое – спектакль. Реквизиторский цех - удивительное место, как и люди, работающие в нем!

По реквизиторскому цеху ходили журналист Алла Гурина, члены Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Кристина Верхокамкина, Полина Сюр, Марина Щелканова, Анстасия Лазарчук.

Расскажите друзьям: