Пермский театр юного зрителя представил первые премьерные спектакли после смены творческого лидера. Еще летом 2021 года пост художественного руководителя оставил народный артист РФ Михаил Скоморохов, возглавлявший театр с 1982 года. В декабре 2021 года имя режиссера было названо в числе лауреатов почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Национальной театральной премии «Золотая Маска».
Новым худруком Пермского ТЮЗа стал молодой режиссер Константин Яковлев, служивший до этого главным режиссером Алтайского музыкального театра, номинировавшийся на «Золотую Маску» за постановку мюзикла «Капитанская дочка» и поставивший на пермской сцене ряд спектаклей для детской, подростковой и взрослой публики. Первой премьерой после смены эпох, а время руководства прошлого лидера именуют в театре не иначе как «Эпоха Скоморохова» (именно так назван праздничный вечер, посвященный 40-летию творческой деятельности Михаила Скоморохова в Перми), стала постановка «Золушки».
«Золушка» - одна из наиболее известных сказок мировой истории. Все знают вариант, написанный Шарлем Перро, однако свои версии этого текста были и у братьев Гримм, и у Джамбаттиста Базиле, российским зрителям знакомы варианты Евгения Шварца и Тамары Габбе. У Пермского ТЮЗа своя интерпретация сказки, созданная по мотивам западноевропейских бродячих сюжетов. Пьесу для театра написал Илья Губин. Драматург говорит, что центральной для него стала тема времени. Среди уже знакомых всем персонажей в спектакле появляется новый герой - Месье Бом, главные городские часы, - он является реальным воплощением времени на сцене. Яков Рудаков создает сложный пластический характер живого механизма. Несмотря на то, что Месье Бом как главный носитель темы времени является важным персонажем, центральными героями остаются Золушка и Принц. Артем Гукенгеймер играет застенчивого и трепетного Принца, лишенного героико-романтического пафоса, а Золушка в воплощении Марии Саламатовой напротив обретает сильный внутренний стержень, помогающий ей вынести все удары судьбы. Режиссер и хореограф спектакля лауреат национальной театральной премии «Арлекин» Ирина Ткаченко особое внимание обращает на Фею (Виктория Ельцова), говоря, что ей было важно выстроить доверительный диалог между главной героиней и Феей, которая в версии Ткаченко становится ангелом-хранителем Золушки, пусть и довольно эксцентричным. А центральной темой оказывается мотив уходящего времени у Мачехи (Ирина Шишенина), у Короля (Александр Красиков). За временем спешит и Золушка, пытаясь не только успеть сделать все домашние дела, но и ухватить свое счастье.
А подзаголовок спектакля «Бег времени» оказывается актуальным не только для самой постановки, но и для всего театрального сезона, поскольку творческий состав театра в этом году спешит освоить новые для себя жанры, драматургию и способы актерского существования, то есть приблизить качественный олдскульный театр к веяниям сегодняшнего театрального процесса. Тематически все премьеры сезона тоже отзываются временной парадигме.
В спектакле «Две дамочки в сторону севера» режиссера Алексея Тишура сестры Аннета и Бернадетта перманентно размышляют об упущенном времени в выстраивании взаимоотношений с уже покойными отцом и матерью. Актрисы Сюзанна Калашниченко и Татьяна Пешкова воплощают на сцене глубоко трагические образы, полные тяжкого бремени вины, которую они не могут изжить.
Смерть матери для этих сестер становится переломным моментом, который является отправной точкой для путешествия по кругам их личного ада, начинающегося с самого низа и ведущего к раю. Спутниками в этом путешествии оказываются не только их воспоминания, но и ангелы, которые остроумно пластически решены хореографом Ириной Ткаченко.
Впрочем, главное достоинство спектакля - органичное освоение сложного драматургического материала. Пьеса Пьера Нотта, признанная в 2008 году лучшей пьесой Франции, относится к разряду разговорной драматургии, где все внимание сконцентрировано не на действии, а на слове. Актрисам удается не просто справиться с большим объемом текста, но сделать его естественно звучащим и внятным, понятным зрителю.
Третья премьера сезона - мюзикл-ревю «Дубровский» композитора Кима Брейтбурга тоже заставляет задуматься о времени. В рамках сюжета, конечно, стоит говорить о времени, которого попросту не хватило возлюбленным для соединения двух сердец. При анализе самого материала необходимо отметить его старомодность, в первую очередь, это нужно сказать о музыке и, в значительной степени, об аранжировках. Впрочем, поскольку «Дубровский» - яркий образец так называемого зрительского театра, то реакции зала убеждают в том, что для них и сама музыка, и ее звучание отнюдь не архаичны, а даже напротив.
Главная же удача спектакля, безусловно, артисты ролей второго плана и массовки: яркие, объемно сыгранные помещики в исполнении Натальи Аникиной, Александра Красикова, Павла Ознобишина, Татьяны Пешковой и Марии Саламатовой, привлекательные в своей основательности и мощи Кирилл Петрович Троекуров Александра Шарова и в своей мелочности и никчемности Волокуша Александра Королёва, Шабашкин Дмитрия Гордеева. Удается режиссеру Константину Яковлеву выстроить и тонкую нить любовной линии Маши Троекуровой (Евгения Шишенина) и Владимира Дубровского (Евгений Замахаев).
Впрочем, все это оказывается здесь не столь важным и заметным. И говорить хочется в связи с этим спектаклем о появлении в Перми еще одного зрительского хита, который, возможно, долгие годы будет привлекать в театр публику, быть может, и не очень глубокую, но платежеспособную, что, впрочем, в современных реалиях отнюдь немаловажно.
А Пермский ТЮЗ, хочется верить, продолжит свой неутомимый творческий бег, оставаясь при этом театром разнонаправленным, обращенным к разным слоям аудитории. Остается пожелать театру только успехов в том пути, который он сейчас начинает, потому что для этого у него все есть.