Чехов в Пермском ТЮЗе

Чехов в Пермском ТЮЗе

29 января 2020

29-го января 2020 года литературный мир отмечает 160 лет со дня рождения великого писателя Антона Павловича Чехова. Классик занимает прочное место в высшей иерархии мирового искусства. Его имя входит в тройку (вместе с Шекспиром и Диккенсом) самых экранизируемых в мире авторов. В память о Чехове открыты музеи и установлены памятники; названы географические объекты, театры, библиотеки, суда, астрономические объекты; выпущены монеты, почтовые марки. В Перми именем Чехова названы улица, парк, Дворец культуры, библиотека. И конечно же, Чехов - частый гость театральных подмостков. Только в Пермском ТЮЗе его герои четырежды выходили на сцену. Были поставлены «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Актерская погибель» - спектакль по рассказам и одноактным пьесам.

че1.jpg

Сцена из спектакля «Чайка» (1977). Треплев — Олег Гурьев, Нина Заречная — Татьяна Кириленко

В 1996-м в стенах старинного особняка Михаил Скоморохов ставит «Вишневый сад». Фойе, лепнина, исторический паркет, камин, анфилада комнат — служили не просто декорацией, они хранили тепло бывших обитателей дома.

че2.jpg

Сцена из спектакля «Вишневый сад» (1996)

Из рецензии Натальи Земсковой: «ТЮЗовский «Вишневый сад» – это спектакль том, что за деньги сегодня можно купить все. Кроме- смысла жизни. Это спектакль о типических антиподах – Раневской (заслуженная артистка РФ Ирина Сахно) и Лопахине (заслуженный артист РФ Владимир Щульга) в столь привычной для нас ситуации.

Они не виделись пять лет (а пять лет назад она была барыней, он – холопом), и вот он, сделав головокружительную карьеру предпринимателя, с трепетом ожидает е приезда. Суетится. Заказывает оркестр, потом предлагает Раневской деньги, чтобы спасти имение. Наконец, просто находится рядом, пытаясь развлечь женщину в тяжелые для нее времена.

Что это, не любовь же на самом деле? НЕ любовь.

Когда Раневская уезжает, он снова бродит как потерянный ( в Харьков ли что ли поехать?»), сознательно уходит в суету, чтобы хоть на время забыться, а этот вопрос – «кто я, для чего?» так и мечется в его глазах. Победа на аукционе приносит радость ненадолго. Лопахин растерян: ведь он интуитивно ожидал (это же ясно!) от богатства решения всех своих проблем. Он не знал, что смысл жизни – это то немногое, что нельзя купить за деньги». (Наталья Земскова «На изломе эпох» Газета «Звезда» 20.04.1996)

че3.jpg

«Вишневый сад» (1996). Раневская — заслуженная артистка РФ Ирина Сахно, Лопахин — народный артист РФ Владимир Шульга

«Действие пьесы происходит в губернском городе вроде Перми». В одном из писем к М. Горькому А.П. Чехов явно указал на место действия «Трех сестер». Мало того, в Перми существует легенда, что автор знал тех самых сестер, которые стали прототипами его героинь. Сестры Циммерман — Оттилия, Маргарита и Эвелина — были учредительницами и педагогами первой пермской гимназии. Вполне вероятно, что писатель встречался с этой семьей в Перми во время поездки на Сахалин. Так что не случайно, старая Пермь стала активным действующим лицом ТЮЗовского спектакля «Три сестры» (2006). Старые фотографии стали своеобразной лентой времени, соединив век нынешний и век минувший. «Три сестры» - спектакль традиционного прочтения, без демонстрации режиссерского «я» и авангардных выпадов. И тем не менее спектакль современен. По ритму, по интонации, по звучанию.

В спектакле была занята большая часть труппы. Возраст многих актеров соответствовал возрасту их молодых героев – самих сестер, Тузенбаха, Соленого… И работа стала значительным шагом в освоении актерской профессии. Задача не из легких - понять, что за тоска мучила чеховских героев, о чем в самом деле мечтали три сестры. Как известно, у Чехова истинный смысл фраз скрывается в подтексте. Перед молодыми актерами стояла задача сыграть, прожить, наполнить личностным отношением второй план, то, что скрывалось за текстом.

че4.jpg

«Три сестры» (2006) Ольга — Наталья Аникина, Ирина — Анна Демакова, Маша — Ксения Жаркова

Актриса ТЮЗа Ксения Жаркова, исполнительница роли Маши, восхищена образом, который создает на сцене: «Маша умеет любить, как не каждому дано, она отдается этому чувству, не боится никого, а я таких людей очень мало в жизни встречала».

В спектакле действительно пять пудов любви. Любви к жизни, как бы трагична она ни была. И сколько бы тоски в ней ни накапливалось.

Заслуженная артистка России режиссер-постановщик спектакля Татьяна Жаркова уверена, что «много обстоятельств, которые нам мешают жить, другое дело, что одни несмотря на обстоятельства идут по головам, добиваются своей цели, а кто-то в погоне за целью не может преступить через нравственные вещи и ничего не добивается, но это не значит, что его жизнь прошла зря».

че5.jpg

Постер к спектаклю

Жить по Чехову нелегко. Но если следовать его заветам, то можно жить честно и достойно. И об этом тоже говорил ТЮЗовский спектакль «Три сестры».


Алла Гурина, отдел развития Пермского ТЮЗа

Расскажите друзьям: