День зарисовок с натуры

День зарисовок с натуры

16 Марта 2016

Пермский ТЮЗ поделился «черновиками» новых спектаклей

Обзор Павла Катаева в «Новом Компаньоне»

Репетиции проходили с 10 по 12 марта 2016 года, а сами театрализованные читки были представлены публике 13 марта. Мероприятия состоялись в рамках «Разговора на равных» — творческой лаборатории, ставшей традиционной для театра. Исходным материалом послужили четыре новых произведения современных драматургов: «Гришка Вольт» Светланы Баженовой, «Вобла и шоколад» Полины Бородиной, «Фантом Марины Кудряшовой» Анны Батуриной, а также «Брокенвиль» Филиппа Ридли. Оказалось, что их новизна связана не только с фактическим временем создания…

Расчёт на действительно юных зрителей оправдался. Помимо людей из прессы и театральной общественности в ТЮЗ пришло немало школьников «14+». Судя по всему, провести половину воскресного дня здесь их побудило ожидание свежих и понятных им творческих решений. Дело в том, что при подготовке пьес молодые режиссёры приходили в школы, чтобы пообщаться с подростками напрямую, выяснить, что им близко, а при постановке на сцене наряду с актёрами ТЮЗа задействовали учащихся театральных студий. В этом и заключается замысел проекта «Разговор на равных» — «протестировать» спектакли на своём зрителе и прислушаться к его мнению. Как показывает практика, ставка автора-идеалиста на интерактивность выигрывает далеко не всегда, но этот раз стал исключением.

Первым в череде эскизов был «Брокенвиль», поставленный режиссёром Ильёй Галаниным. В абстрактном городе с говорящим названием (broken — «сломанный» (англ.)) живёт ребёнок. Живёт совсем один, если не считать полуфантастических героев со странными именами: Блёстка, Царапина, Тату, Старуха, Портфель, Хохолок. Они ничего не помнят о себе, но могут рассказать удивительные сказки на ночь.

Условный «Разрушенск» разместился отнюдь не на главной сцене. В небольшом помещении театра на полу раскиданы клочки бумаги, разорванные коробки, деревянные ящики. Сумрак нарушают лишь маленькие лампочки и экраны мобильников… Однако эта постапокалиптическая сказка — на деле именно сказка. В своём эскизе Илья Галанин представил только одну из семи историй, составляющих единый цикл, поэтому некоторым финал показался открытым, оставляющим слишком много вопросов.

Ещё одна потенциальная премьера — «Фантом Марины Кудряшовой» в постановке Артёма Терёхина. Для знакомства со спектаклем публику приглашают в зрительный зал — в первый и последний раз за весь день. Однако и теперь части гостей предложили подняться на сцену и сесть на стулья. Прямо перед ними — школьный кабинет, в котором сейчас закипят совсем не детские страсти. Сюжет начинается с похорон той самой Марины Кудряшовой. Девушка покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд. А вскоре призраком возвращается в жизнь своих одноклассников…

Пьеса буквально сплетена из тем, обозначившихся сегодня на острие социальной и молодёжной проблематики. В стенах кабинета появляется девочка, которая грозится уехать в ИГИЛ (запрещённую в России террористическую организацию, благо напоминать об этом со сцены нет нужды); покойная Кудряшова, которая интересуется, сколько подписчиков прибавилось на YouTube; завуч, которая полностью разделяет позицию Первого канала… Подростковый суицид, роман завуча (сложный персонаж Елены Бычковой) с учеником (убедительная интерпретация Евгения Замахаева), коррупция в системе образования — порой драматический узел выглядит чересчур плотным. В одной сцене умещаются признание завуча в запретных чувствах и её намёк на личные выгоды от намечающегося карьерного продвижения. Вполне возможно, что такие сюжетные сгустки обусловлены рамками эскиза.

Выбор помещения для третьего спектакля — «Вобла и шоколад» в постановке Максима Соколова — стал, пожалуй, самым неожиданным. Зрителей привели… в ангар. Мастерская во дворе театра впервые превратилась в полноценный зал, впрочем пока весьма тесный и душный. Вскоре выяснилось, что антуражем из балок, слесарных инструментов и листового металла художественный радикализм ограничивается.

В основе пьесы Полины Бородиной лежит вековая история любви, противостоящей общественным условностям, — сюжет, когда-то созданный в «Ромео и Джульетте» и затем обыгранный в сотне других произведений

Он — парень из лицея для трудных подростков; она (героиня Екатерины Культиной) — девушка из балетного училища. Он, что нечасто услышишь со сцены, говорит с выраженным «пермско-пацанским» говором; она мечтает танцевать партию Жизели в Большом. В качестве судьбоносной случайности — потерянный айфон. Вместо пышных монологов — «Привет, что делаешь?))». Традиционный трагический финал уступает место хеппи-энду. Именно это безболезненное разрешение конфликта приглянулось молодым зрителям, подуставшим от предъявления проклятых вопросов и соскучившихся по жизнеутверждающей ясности.

Завершил серию эскизов «Гришка Вольт» в интерпретации Александра Баркара. На землю прилетают инопланетяне и накрывают куполом район одной школы. Пришельцы заявляют, что человечество — результат неудачного эксперимента, тупиковая ветвь эволюции, так что землян они собираются уничтожить, а одного представителя взять в качестве музейного экспоната. Оказавшись в замкнутом пространстве и понимая, что им осталось жить меньше суток, группа школьников не находит ничего лучше, чем порубиться в компьютерную игру, покурить из окна, обменяться скабрезными шутками и между делом поспорить о жизни. Кто-то подкидывает дурацкую мысль: героями вообще становятся из раздражения, когда скука или страх окончательно выводят из себя. Вскоре ребята сами увидят, так ли это.

Школьным кабинетом Баркар сделал центральную лестницу в фойе ТЮЗа. На втором и третьем этажах расположилась зрители, невольно оказавшиеся в роли внеземных захватчиков. Рассказчик ходит среди публики; из колонок звучат треки группы Arctic Monkeys; снимать на телефоны можно и нужно, предупреждает режиссёр, — этим постоянно занимаются сами актёры в ходе спектакля. Один из самых ярких эпизодов — монолог преподавателя информатики, который, как выяснилось, — заядлый игрок в «Доту». Гневная тирада на непролазном геймерском сленге была исполнена Дмитрием Юрковым с огоньком, что не могло не вызвать восторга у тех, кто хотя бы приблизительно понимал, о чём идёт речь

Завершился день «черновых премьер» коллективным обсуждением. «Нам важно понять, что вы ощутили, что вы поняли», — обратился к зрителям в начале встречи Павел Руднев, известный театральный критик и руководитель лаборатории ы 2016 году. Публика расшевелилась не сразу, но со временем в разговор включились и взрослые, и подростки. Юрия Жаркова, главного художника ТЮЗа и актёра старой гвардии, взволновала тема подростковых самоубийств. Школьные преподаватели пытались по привычке выяснить, что же хотел сказать автор. Однако местами авторы хотели как раз пересказать то, что слышали от самих подростков. Так, в зале нашёлся парень, который узнал в тексте свою фразу, когда-то сказанную на встрече с создателем пьесы. Если цель эксперимента заключалась в том, чтобы установить художественный контакт между молодым драматургом и молодым зрителем, то «Разговор на равных» становится всё более внятным.

Расскажите друзьям: