«Детский театр был для меня своеобразной загадкой»

«Детский театр был для меня своеобразной загадкой»

24 июня 2022

Имя Бориса Плоскова на афишах Пермского ТЮЗа появилось в 1969 году. Он окончил театральную студию при театре в городе Советске, работал в Шадринске, Волгограде и Караганде. В одном из интервью он говорил: «Я начинал в драме, и детский театр был для меня своеобразной «загадкой». Казалось, что здесь легковесные проблемы, что все легко и просто… Но это лишь на первый взгляд». 

Каждый год творческая биография артиста пополнялась новыми интересными работами. Только за первый сезон он сыграл Федора в спектакле «В поисках радости» В. Розова, Скапена в комедии Мольера, Петра Петровича Шмидта в «После казни прошу» О. Окулевича, Бориса в «Вечно живых» В. Розова. Потом были Д*Артаньян, Сарафанов, даже В.И. Ленин. Всего за годы работы в Пермском ТЮЗе он создал более сотни ярких характерных образов. В 1978 году Б.А. Плоскову было присвоено почётное звание Заслуженного артиста РСФСР. Он нем много писала пресса. 

«После казни прошу»: «В облике Шмидта (в первых спектаклях роль исполнял Борис Плосков) нет ничего намеренно легендарного: он худой, сутуловатый, голос негромкий, в манерах ничего изысканного, даже и офицерской выправки не чувствуется. Но есть живое сердце Шмидта…» (Ю. Надеждин «Сотворение легенды». «Вечерняя Пермь» 27 марта 1970 г.)

«Молодая гвардия»: «Артист Б. Плосков очень убедительно сумел раскрыть сущность сильного и опытного врага. Вначале мы видим самоуверенного и хладнокровного гестаповца, знающего цену своих аналитических способностей, верящего в свои силы. Хитро и терпеливо плетет Клер омерзительную паутину лжи, коварно рассчитывая поймать в нее неопытного Олега Кошевого. Натолкнувшись на уверенное и спокойное сопротивление, убедившись в тщетности своих попыток, Клер начинает догадываться о том, что причина стойкости Кошевого в его абсолютной правоте. И вот здесь Клер не выдерживает, он срывается, и в бессильной истерии сильного и опытного врага, в надломленности и злобе фашиста- палача – оптимистический финал спектакля. (В. Микрюков «Поединок». Газета «Молодая гвардия») 

А. Фадеев. «Молодая гвардия». Олег кошевой — Владимир Кабанов, Клер — Борис Плосков.
А. Фадеев. «Молодая гвардия». Олег Кошевой — Владимир Кабанов, Клер — Борис Плосков. 

«В списках не значился»: «Старый скрипач-поляк проходит сквозным образом через весь спектакль, хотя чисто сюжетно ему отведено не так много места. Именно он играет Шопена в брестском ресторане, он является главному герою наплывами в сценах жизни подземного гарнизона как воплощение его собственных размышлений о месте человека на земле, о доброте, понимании, мужестве, о сострадании, самопожертвовании. Эта едва ли не самая сложная роль в спектакле стала большой актёрской удачей заслуженного артиста РСФСР Б. Плоскова. (В. Воловинский. «Жанр -трагедия». газета «Вечерняя Пермь»).

«Дама-невидимка»: «Б. Плосков в образе Косме показывает бесконечное множество красок и оттенков для изображения страха и ни разу не повторяется: он то лезет под стол, то удирает на четвереньках, то отгоняет «нечистую силу» рубашкой своего господина, то застывает в нелепой позе - что-то среднее между статуей полководца и огородным пугалом, то воет от ужаса дикими голосом, то принимается хохотать с перепугу. И всегда так искренне, так неожиданно что зрители смеются непрерывно». (Н. Корженевская «Дама невидимка». Газета «Вечерняя Уфа») 

«Два клена»: «Баба Яга (Б. Плосков) – самовлюбленная кокетливая и коварная злодейка. Она труслива и лицемерна: «Я себя только одну люблю, - заявляет она, целуя свое отражение в зеркале, - в этом моя сила». («Народная мудрость сказки». Газета «Вечерняя Уфа»). 

С приходом в театр Михаила Юрьевича Скоморохова в жизни Бориса Плоскова начался новый этап. В его репертуаре появились герои Гоголя, Достоевского, Жуковского, Островского, Ибсена, Булгакова. 

Н.В. Гоголь «Ах,Невский!» Башмачкин — Борис Плосков
Н.В. Гоголь «Ах,Невский!» Башмачкин — Борис Плосков

«Ах, Невский!»: «А в чем трагична фигура Башмачкина у заслуженного артиста РСФСР Б. Плоскова? Его обреченность. Всегда быть тем, чем он есть. Акакий Акакиевич даже помыслить себя не может чем-то другим. В каком экстазе выкрикивает он затаенные мысли свои о скромных наградных! И кажется ему, будто все окружающие, словно эхо, подхватывают его вдохновенные возгласы насчет шелковой подкладки и воротника из куницы. Знаменитая шинель – единственный его способ самоутверждения. (В. Воловинский «Дотянуться до Гоголя». Газета «Вечерняя Пермь») 

«Ревизор»: «Заслуженный артист России Борис Плосков играет Землянику простоватым и лукавым. Природный комизм Плоскова здесь срабатывает безотказно: не поймешь по его попечителю богоугодных заведений – дурак или прикидывается. Но взгляд шельмоватый». ( Т. Тихоновец. «Почему в России боятся ревизоров». Газета «Пермские новости») 

И.Ильф,Е. Петров. «Золотой теленок». Остап Бендер — Борис Плосков
И.Ильф,Е. Петров. «Золотой теленок». Остап Бендер — Борис Плосков

«Золотой теленок» : «Остап Плоскова из тех людей что всему знают цену и отвыкли удивляться. Он кажется, готов к тому, что ждет его на румынском берегу, и к печально-поучительном финалу. И знает еще что-то, о чем не скажет». (В. Воловинский «Кто будет командовать парадом?». Газета «Вечерняя Пермь»)

«Багровый остров»: «Страх и только страх оказаться неблагонадежным заставил Геннадия Панфиловича взяться за пьесу, которая заканчивается победой красных туземцев, ибо «никак иначе закончиться не может». Исполнитель роли заслуженный артист РСФСР Б. Плосков прекрасно показывает, как его герой стремится оправдаться, спастись. Он развивает бешеную энергию, а в результате запоминаются лишь всклокоченные волосы, округленные от ужаса глаза да фраза «театр — это храм», которую он, на минуту забывшись, назидательно «выдает». (Г. Куличкина. «Открытие Багрового острова». Газета «Вечерняя Пермь»). 

М. Булгаков. «Багровый остров». Геннадий Панфилович — Борис Плосков
М. Булгаков. «Багровый остров». Геннадий Панфилович — Борис Плосков

И еще одна цитата из интервью Б.А. Плоскова: «Есть такая ходовая фраза «найти себя». Так, в Пермском ТЮЗе я действительно себя нашел, по-настоящему оценил силу театрального искусства. Много сыграно разных ролей, и теперь уже вижу результаты своего труда. За это очень благодарен театру».

Расскажите друзьям: