«Девятый класс из глубокого космоса»

«Девятый класс из глубокого космоса»

21 июля 2018

Почему спектакль ТЮЗа «Гришка Вольт» важное высказывание о подростках и современности

Григорий Ноговицын, «Звезда»

Кислотные цвета, компьютерные игры, песни Гречки и Монеточки, инопланетяне, грозящие уничтожить Землю, а также группа испуганных школьников. Вот лишь немногие составляющие спектакля «Гришка Вольт», премьерой которого Пермский ТЮЗ закрыл сезон во время ежегодной «Театральной бессонницы». Этот спектакль стал пусть и немного неровным, но очень интересным и важным высказыванием о проблемах подростков

Пьесу «Гришка Вольт» драматург Светлана Баженова написала два года назад специально для тюзовской лаборатории «Разговор на равных»Идея той лаборатории была очень интересной три драматурга и три молодых режиссёра общаются с пермскими школьниками, после чего по мотивам этих встреч пишут пьесы о жизни современных подростков, по которым режиссёры ставят эскизы спектаклей. После показов всех эскизов для постановки в ТЮЗе была выбрана пьеса Анны Батуриной «Фантом Марины Кудряшовой», которую ставил режиссёр Артём Терёхин.

Готовый спектакль показал, что этот необычный эксперимент не очень удался. Сама пьеса «Фантом Марины Кудряшовой» просто сваливала в кучу множество актуальных тем и проблем, затрагивая их лишь по верхам, и даже не пробуя рассматривать подробнее. Сам спектакль вышел таким же рыхлым и сырым, и к концу сезона он был снят с репертуара.

Но, видимо, в Пермском ТЮЗе решили продолжить опыт «Разговора на равных», и режиссёру Артёму Баскакову, который уже сделал в этом театре два интересных спектакля («Теперь ты снова Бог» и «Холодное сердце»), предложили поставить «Гришку Вольта». И в этот раз попытка высказаться о проблемах современных подростков вышла более удачной.

Как и в «Фантоме Марины Кудряшовой», действие «Гришки Вольта» происходит в школьном классе пожалуй, самом очевидном месте, где можно собрать компанию подростков (очевиднее только торговый центр). Причём не в простом классе, а в кабинете информатики. Но изучение «Кенгурёнка ROO» под руководством его повелителя, нервного учителя информатики Николая Андреевича (Александр Красиков), срывают инопланетяне. Жизнерадостным пришельцам надоела вся наша планета в целом и человечество в частности, потому что тупые человеки отказываются вымирать самостоятельно или от различных катаклизмов (эпидемий, землетрясений, русского рэпа). Поэтому инопланетяне признают людей неудачным экспериментом и через 24 часа подвергнут Землю принудительной аннигиляции. Весь мир в труху, причём буквально.

Школьный класс с пятью подростками и учителем пришельцы-весельчаки накрывают непреодолимым силовым полем, чтобы забрать одного из них в свой музей неудавшихся экспериментов. И что же сделают в такой ситуации школьники? О чём будут говорить? Начнут строить планы, как вырваться и победить злых гостей из глубокого космоса? Или вспоминать всё лучшее, что было в их коротких жизнях, извиняться друг перед другом за прошлые обиды и становиться лучше перед лицом неминуемого конца света? Конечно же, нет! Подростки остаются самими собой даже на грани гибели человечества. Апокалипсис для них всё равно что баран чихнул. Им хочется лишь поесть, поиграть в DOTу да поругаться между собой. Всё это очень нелепо и смешно, поэтому большая часть спектакля это практически комедия, которая ближе к финалу вдруг становится значительно мрачнее и серьёзнее. Эта демонстрация какой-то внутренней пустоты и бессмысленности жизни подростков, которым нечего толком делать перед смертью, самое реалистичное, что есть в «Гришке Вольте».

Ведь о каком ещё реализме может идти речь в спектакле, который открывается сценой, в которой инопланетяне, словно Чарли Чаплин в «Великом диктаторе», играются с глобусом, а позже врываются в класс в костюмах овец? Но в этом-то и фишка «Гришки Вольта» в абсурдных и странных обстоятельствах здесь раскрываются вполне реалистичные людские характеры. Впрочем, так и должна работать хорошая фантастика, которой, по сути, «Гришка Вольт» и является.

Сама пьеса абсурдна уже на уровне сюжета, и режиссёр, явно понимая это, подчёркивает неправдоподобность происходящего на нескольких уровнях. Во-первых, на визуальном уровне. Здесь над работой художника-постановщика Михаила Кукушкина явно доминирует видеоряд, созданный видеохудожником Владимиром Ходановым, потому что это редчайший пример столь удачного и уместного использования видеографии. За окнами школьного класса буквально висит давящий на нервы убывающий таймер «часов Судного дня», которые иногда сменяются другими, не менее впечатляющими «заставками».

Во-вторых, ирреальность проявляется и в актёрской игре местами она намеренно условна, и зачастую артисты общаются через микрофоны в зал, озвучивая ремарки, также они могут начать внезапно танцевать под песню Монеточки. При этом все персонажи-школьники тут прописаны, словно стереотипные герои американских комедий о школах и колледжах: крутой молчун Гриша (Степан Сопко), трусливый толстяк Павлик (Роман Кондратьев), задира Рома (Виктор Максимов), дёрганый Шмыга (Станислав Щербинин) и девочка (Анна Михайлова), имя которой вы не запомните. Несмотря на это, актёры придают этим стереотипам неожиданную глубину. Внезапно самым объёмным героем получается Павлик у Романа Кондратьева. Его испуганный обжора вызывает больше всего сочувствия.

Но самая яркая здесь работа Александра Красикова. Его учитель, внезапно оказавшийся геймером, после остроумно и красочно поставленной сцены неудачной игры с ребятами в DOTу (инопланетяне не отключили интернет, потому что не поняли, как включить компьютеры) в невероятном, длинном и истерическом монологе на геймерском сленге выносит приговор не только своим ученикам, но и всему их поколению. «Вы не тима!» орёт учитель информатики, имея в виду, что общаться друг с другом подростки не могут вообще, и достигать каких-то целей у них не получается. Да нет у них целей, ничего эти подростки не хотят. Они пустые и бессмысленные. Одним словом нубы.

По блестящему исполнению Александра Красикова, проработанности и посылу эта речь напоминает культовый монолог капитана из фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Даже вывод монологов совпадает: вам на всё наплевать, вы ничего не хотите. Только в фильме капитан орал на тридцатилетних мужиков, а здесь учителя довели до истерики подростки, которые оказались способны только рассусоливать, но не делать.

В конце Гришка по кличке Вольт (в смысле вольтанутый), который большую часть спектакля угрюмо молчит в стороне, тоже не выдерживает этих разговоров и внезапно совершает подвиг. Настоящий акт самопожертвования. Правда, делает он это случайно, и сам поступок Гришки абсолютно эгоистичный и идиотский. Но какая жизнь такой и подвиг.

Так спектакль делает очень интересные и непростые выводы о жизни современных подростков об их замкнутости, ограниченности и многом другом. Но всё это портит один момент в финале мораль буквально проговаривают вслух. Причём это совершенно не нужно, всё и так понятно. И таких мелочей в спектакле множество. Возникает ощущение, что драматург в пьесе и режиссёр в спектакле побоялись, что зритель чего-то не поймёт, и поэтому старательно разжевали некоторые моменты. И поэтому все «чеховские ружья» стреляют сразу после того, как их зарядили, а использованные в качестве вступления и послесловия песня Гречки выдаёт месседж: «Как трудно быть подростком». Смыслы подаются зрителю прямо в лоб, хотя есть все возможности избежать этого. К тому же спектакль явно не использует все те абсурдные возможности, которые даёт история об инопланетянах в средней школе, и слишком резко переключается в драму, не успев толком наиграться с фарсом.

Мешает ли это всё восприятию? Нет, лишь слегка сбивает. Поэтому «Гриша Вольт» получается красочным, зрелищным, весёлым спектаклем с актуальными смыслами, о которых в пермских театрах никто больше не говорил. И эти смыслы отлично раскрыты, даже несмотря на некоторые проваливающиеся моменты.




Расскажите друзьям: