Григорий Ноговицын, «Звезда»
Кислотные цвета, компьютерные игры, песни Гречки и Монеточки, инопланетяне, грозящие уничтожить Землю, а также группа испуганных школьников. Вот лишь немногие составляющие спектакля «Гришка Вольт», премьерой которого Пермский ТЮЗ закрыл сезон во время ежегодной «Театральной бессонницы». Этот спектакль стал пусть и немного неровным, но очень интересным и важным высказыванием о проблемах подростков
Пьесу «Гришка Вольт» драматург Светлана Баженова написала два года назад специально для тюзовской лаборатории «Разговор на равных». Идея той лаборатории была очень интересной
Готовый спектакль показал, что этот необычный эксперимент не очень удался. Сама пьеса «Фантом Марины Кудряшовой» просто сваливала в кучу множество актуальных тем и проблем, затрагивая их лишь по верхам, и даже не пробуя рассматривать подробнее. Сам спектакль вышел таким же рыхлым и сырым, и к концу сезона он был снят с репертуара.
Но, видимо, в Пермском ТЮЗе решили продолжить опыт «Разговора на равных», и режиссёру Артёму Баскакову, который уже сделал в этом театре два интересных спектакля («Теперь ты снова Бог» и «Холодное сердце»), предложили поставить «Гришку Вольта». И в этот раз попытка высказаться о проблемах современных подростков вышла более удачной.
Как и в «Фантоме Марины Кудряшовой», действие «Гришки Вольта» происходит в школьном классе
Школьный класс с пятью подростками и учителем пришельцы-весельчаки накрывают непреодолимым силовым полем, чтобы забрать одного из них в свой музей неудавшихся экспериментов. И что же сделают в такой ситуации школьники? О чём будут говорить? Начнут строить планы, как вырваться и победить злых гостей из глубокого космоса? Или вспоминать всё лучшее, что было в их коротких жизнях, извиняться друг перед другом за прошлые обиды и становиться лучше перед лицом неминуемого конца света? Конечно же, нет! Подростки остаются самими собой даже на грани гибели человечества. Апокалипсис для них
Ведь о каком ещё реализме может идти речь в спектакле, который открывается сценой, в которой инопланетяне, словно Чарли Чаплин в «Великом диктаторе», играются с глобусом, а позже врываются в класс в костюмах овец? Но в этом-то и фишка «Гришки Вольта»
Сама пьеса абсурдна уже на уровне сюжета, и режиссёр, явно понимая это, подчёркивает неправдоподобность происходящего на нескольких уровнях. Во-первых, на визуальном уровне. Здесь над работой художника-постановщика Михаила Кукушкина явно доминирует видеоряд, созданный видеохудожником Владимиром Ходановым, потому что это редчайший пример столь удачного и уместного использования видеографии. За окнами школьного класса буквально висит давящий на нервы убывающий таймер «часов Судного дня», которые иногда сменяются другими, не менее впечатляющими «заставками».
Во-вторых, ирреальность проявляется и в актёрской игре
Но самая яркая здесь работа Александра Красикова. Его учитель, внезапно оказавшийся геймером, после остроумно и красочно поставленной сцены неудачной игры с ребятами в DOTу (инопланетяне не отключили интернет, потому что не поняли, как включить компьютеры) в невероятном, длинном и истерическом монологе на геймерском сленге выносит приговор не только своим ученикам, но и всему их поколению. «Вы не тима!»
По блестящему исполнению Александра Красикова, проработанности и посылу эта речь напоминает культовый монолог капитана из фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Даже вывод монологов совпадает: вам на всё наплевать, вы ничего не хотите. Только в фильме капитан орал на тридцатилетних мужиков, а здесь учителя довели до истерики подростки, которые оказались способны только рассусоливать, но не делать.
В конце Гришка по кличке Вольт (в смысле вольтанутый), который большую часть спектакля угрюмо молчит в стороне, тоже не выдерживает этих разговоров и внезапно совершает подвиг. Настоящий акт самопожертвования. Правда, делает он это случайно, и сам поступок Гришки абсолютно эгоистичный и идиотский. Но какая жизнь
Так спектакль делает очень интересные и непростые выводы о жизни современных подростков
Мешает ли это всё восприятию? Нет, лишь слегка сбивает. Поэтому «Гриша Вольт» получается красочным, зрелищным, весёлым спектаклем с актуальными смыслами, о которых в пермских театрах никто больше не говорил. И эти смыслы отлично раскрыты, даже несмотря на некоторые проваливающиеся моменты.