В рамках фестиваля молодежных театров «Михайловское-2018» в Государственном Пушкинском Заповеднике был показан спектакль «Мёртвые души» (Дело о русской жизни в одном действии)» пермского Театра юного зрителя, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.
В основу сценария легли не только два написанных тома «Мёртвых душ» и замысел третьего, оставшегося в замысле тома поэмы, а также фрагменты из «Выбранных мест из переписки с друзьями» и даже из завещания Гоголя. При этом философские размышления писателя в спектакле вложены в уста Чичикова, в его покаянный финальный монолог.
Игровой в лучшем смысле этого слова спектакль решён как некое «воспоминание», почти «видения» находящегося в сибирских рудниках Чичикова о прошлой жизни - сделках с помещиками, о суде и следствии. Действие, где гротеск переплетён с лирическими моментами, чрезвычайно интересно даже для не самого подготовленного зрителя; лаконичны и предельно выразительны сценографические решения. Так текст пушкинского времени «подсвечён» вполне современными лампочками на касках заключённых, работающих на руднике, а ещё - словно снятыми сверху, из иллюминатора идущего на взлёт самолета, бегущими к горизонту огнями и так далее.
«Вселенскую бесприютность» создают и светящиеся над сценой таблички «Опасная зона», «Выхода нет», а ещё двухметровые зонтики борщевика в финале.
Забавный факт: борщевик для спектакля пермяков по их просьбе готовили на хозяйственном дворе Пушкинского Заповедника. В течение трёх недель растения сушили, выдерживая в песке, смешанном с солью (предосторожность, направленная на то, чтобы случайно не занести сорняк в зелёную зону музеев-усадеб). Оценив качество - высоту и, главное, «толстостволость» - псковского борщевика, пермский ТЮЗ увёз новый «реквизит» с собой, чрезвычайно обрадовавшись тому обстоятельству, что хозяйственные пушкиногорские музейщики заготовили растений не на один спектакль, а с запасом.
Фотография Алексея Гущина