ТЮЗ всегда был одним из моих самых любимых театров, но почему-то я вспоминаю спектакли, которые посмотрел не в детстве, а достаточно поздно.
Я вернулся в Пермь после окончания Нижегородской консерватории, преподавал в институте культуры. Мне было лет 25-26. В это время я познакомился с Александром Володеевым и написал вокальный цикл «Пять оттенков розы» на его стихи. Он меня позвал на «Грозу».
И вот так случилось, что я смог поработать в этом театре.
Я работал в Театре оперы и балета хормейстером и там познакомился с режиссёром Майклом Хантом. Когда я узнал, что он собирается ставить спектакль в ТЮЗе, сам напросился в композиторы. Ну, как напросился… Я уточнил, кого он собирается пригласить в проект, и он мой намёк понял! Так я стал композитором спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф».
Мне очень хотелось написать музыку для драматического спектакля. Опыт сочинения для оперного театра у меня уже был, а для драматического — нет. Если в опере музыка играет главенствующую роль, то в драматическом театре — даже не вторую, а тридцать вторую. Иногда просто фоном звучит. На одной из репетиций Майкл всё говорил: «Тише! Тише!» Я даже гармонию перестал различать.
Мне повезло: в «Хрониках Нарнии» (так в закулисье ТЮЗа называют спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» — ред.) иногда музыка выходит на первый план — например, битва тёмных и светлых сил полностью построена на музыке.
В драматическом театре надо работать быстро. Это в опере сначала партитура пишется, потом несколько месяцев репетируется спектакль, есть время что-то исправить; а здесь иногда за ночь приходилось фонограмму продлять или сокращать. Но мне и тут повезло: в основном работа над спектаклем завершилась перед отпуском и мне дали рабочее видео второго действия. У меня было время поработать над фонограммой. Я понимал — иногда просто чутьём — где какая музыка понадобится. Очень важно для создания музыки понимать темпоритм сцены. Тем более для второго действия спектакля: оно музыкально более насыщенно. Я писал музыку как саундтрек к фильму — по секундам.
Очень отличается музыка первого и второго действия. В первом акте действие происходит в госпитале, в загородном доме — и музыка более реалистичная, она основана на вариациях темы к фильму «Волшебник из страны Оз». Во втором, «нарнийском» действии звучат искусственные тембры, которые не существуют в живом оркестре. Специфика музыки в том, что она вся электронная.
Мне было очень приятно работать в ТЮЗе. Атмосфера здесь отличается от оперного театра. Да, и там, и там — творчество, но в оперном оборотная сторона открыла мне театральную рутину, тяжёлый труд, а в ТЮЗе я увидел другой процесс, где люди работают с удовольствием. Мне кажется, актёры ТЮЗа, как дети — им важна атмосфера любви и творчества, они получают удовольствие от процесса, а не только от результата.
Спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф», мне кажется, получился. Дети смотрят его с интересом, хотя тема нелёгкая — драма Второй мировой войны, вселенская трагедия. Мне кажется, такие спектакли очень нужны.
Друзья, присоединяйтесь!
Расскажите нам свою историю: 8 (342) 2127374, otdel-razvitia@permtuz.ru