Пермскому театру юного зрителя исполнилось 55 лет. Этот юбилей отметили премьерой спектакля худрука театра Михаила Скоморохова «Прибайкальская кадриль». Эта безусловно милая, смешная и добренькая, но при этом очень необязательная постановка всем своим видом говорит о том, что к юбилею ТЮЗ пришёл в не очень хорошей творческой форме.
Музыкальная комедия «Прибайкальская кадриль» даёт ровно то, что можно ожидать от спектакля с таким названием и жанром. «Прибайкальская кадриль» веселит, даже несмотря на то, что пьеса Владимира Гуркина (сценариста главного отечественного ромкома «Любовь и голуби»), в которой две деревенские старушки-соседки решили, как в кадрили, махнуться на время мужьями-пьяницами (кто сказал «свингеры»? стыдитесь!), безнадёжно устарела из-за её постперестроечных реалий вроде нехватки в магазине папирос. Причём устарела эта пьеса ещё к концу 90-х, когда по ней был снят фильм «Кадриль», в котором играли такие выдающиеся актёры, как Олег Табаков, Станислав Любшин, Любовь Полищук, Валентина Теличкина и Нина Усатова (хотя в 90-х наши выдающиеся актёры в чём только не снимались).
Но спектаклю Михаила Скоморохова это не мешает, время действия для него не так важно, а всё остальное по-своему нормально функционирует — и в меру пошловатые гэги, и музыка «Квартета Каравай» с песенками на стихи Ксении Жарковой, и актёрские работы. Хотя последние решены довольно неожиданно, потому что роли пенсионеров худрук ТЮЗа доверил не ветеранам, а в основном артистам, что называется, среднего возраста. Это немного диссонирует с текстом, но Александр Шаров и Елена Бычкова (Коля и Лида Звягинцевы) Михаил Шибанов и Ирина Шишенина (Саня и Валя Арефьевы), а также Валентина Лаптева (Макеевна) со своими комедийными образами справляются хорошо, благо что семейные пары решены на ярком контрасте даже чисто визуально: Арефьевы — строги и интеллигентны, а Звягинцевы — разухабисты и народны. Кстати о визуале: тут тоже всё в порядке, Ирэна Ярутис решила всё оформление спектакля в народно-деревянно-рыбном стиле. То есть на сцене всё связано с рыбалкой и сделано из дерева: лодки, сети и даже деревянное солнце из рыб (что? да!).
На этом, собственно, разговор о «Прибайкальской кадрили» можно было бы и заканчивать. Ну смешная, милая, профессиональная комедия, чего добавить тут? Но добавить есть что. Главное — это то, что новый спектакль ТЮЗа как-то чересчур угодлив по отношению к зрителю. Это видно во множестве простеньких гэгов, типа спадающих с мужика штанов. Они, конечно, веселят, но на каком-то примитивном уровне средненькой антрепризы. Что касается музыки — «Квартет Каравай» хорош, как всегда, но никакой необходимости находиться в живую на сцене у него нет. В действие музыканты никак не вписаны и в основном сидят лишь на заднем плане, поэтому, если бы их заменили на фонограмму, «Прибайкальская кадриль» ничего бы не потеряла, кроме качества звука. А песни, которые несколько раз исполняют актёры, спектаклю вообще не нужны, поскольку они возникают из ниоткуда и ни с чем не связаны по сюжету. Это всего лишь такая небольшая зрительская радость. И во всём этом нет никакой проблемы. Да, «Прибайкальская кадриль» — это такой добренький, смешной и жизнеутверждающий спектакль, явно сделанный на зрителя, и сделанный хорошо, да и к тому же к 55-летнему юбилею театра. Но проблема в том, что подобных спектаклей в репертуаре ТЮЗа становится всё больше, и в дни юбилея это видно отчётливо, особенно на фоне прошлых заслуг театра.
Пермский ТЮЗ никогда не был стереотипным добреньким ТЮЗом. В театре ставили очень разные спектакли, которые неизменно пользовались успехом как у зрителей, так и у критиков. При этом набор тем был довольно обширен —от классики до серьёзной работы с подростками и современной драматургией. Михаил Скоморохов вообще был единственным в стране режиссёром, который смог поставить пьесу братьев Пресняковых «Европа-Азия», с которой даже Кирилл Серебренников не справился.
Достижения и успехи Пермского театра юного зрителя были несомненны, потому что театр не боялся рисковать, брать необычнее темы, задавать сложные вопросы. Но вот последнее время с репертуаром творилось что-то непонятное, и это всё это стало исчезать. Конечно, появляются интересные и актуальные вещи, но и они уже выглядят, как и все остальные новые спектакли этого театра — не добрыми и искренними, как раньше, а добренькими и стандартными.
К сожалению, это касается в первую очередь спектаклей художественного руководителя ТЮЗа Михаила Скоморохова. Его постановки всегда были в каком-то правильном, не слащавом виде позитивными и светлыми, и говорили о том, что, несмотря ни на что, надо верить в лучшее. Благодаря этому появлялись такие яркие спектакли, как «Чонкин», «Охота жить», «Золочёные лбы» и та же «Европа — Азия». Из последних постановок Михаила Юрьевича ярче всего это выражалось в милейших «Сказках про Ёжика в тумане». Остальные его недавние работы были качественными, но этот позитив в нём был уже каким-то натужным.
Вот и «Прибайкальская кадриль» тоже добренькая и натужная, и то, что её выход приурочен к юбилею театра, выглядит очень симптоматично и идеально показывает то состояние творческого плато, на котором последние пару сезонов застыл Пермский театр юного зрителя. И чтобы выбраться с него, театру остро необходимо что-то делать со своей репертуарной политикой, чтобы остаться тем самым искренне добрым и сердечным ТЮЗом, а не скатиться до состояния стереотипно добренькой тюзятины. Благо у юбиляра всё для этого есть — и новая отреставрированная сцена (ещё готовится постройка малого зала), и отличная актёрская труппа. Самое главное, чтобы на это хватило творческой воли и сил. Чего мы в честь 55-летия Пермского театра юного ему искренне желаем.