В первый день гастролей Пермский ТЮЗ представил в Казани мюзикл-поэму «Дубровский». Гости показали на сцене Казанского ТЮЗа «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», облаченный в рокошансон; юную Машу в исполнении Евгении Шишениной – совершенный образ чудесной девушки XVIII века, помещичьей дочери; покоряюще сильный вокал няни Арины – артистки Татьяны Гладневой…
Стихотворный слог – первое, что удивляет зрительный зал. Неоконченный разбойничий роман Пушкина «Дубровский» – разумеется, не то же самое, что спектакль – отдельное самостоятельное произведение режиссера, постановщика, да что там говорить – целой театральной труппы. Но реализованный автором либретто Кареном Кавалеряном в формате поэмы, сценический рифмованный «Дубровский» с первых мгновений вызывает недоумение.
Кавалерян вместе с Кимом Брейтбургом создали театральную «франшизу» – мюзикл-ревю по мотивам одноименного романа Пушкина, гипернасыщенный вокальными номерами, да такими, чтоб качал зал. Костюмы приближены к историческим, слог стихов – в общем стилизован под Пушкинскую эпоху, а вот формат мюзикла представлен как вокальным соло в народном стиле, так и роком, шансоном, музыкальными намеками на известные хиты Бритни Спирс и Queen. Резюмирующее впечатление от музыкального коктейля – будто побывал на концерте Игоря Крутого.
Пермский ТЮЗ, к слову, далеко не первый театр, который реализовал эту современную для восприятия зрителя постановку. Мюзикл есть в репертуарах театров Минска, Новосибирска, Оренбурга, Симферополя, Волгограда, Кемерово, Нижнего Новгорода, Ставрополя, Саратова, Железногорска, Омска, Читы и Магнитогорска.
«Попсовая» интерпретация не лишена при этом исконной русскости. В «поэму», с которой зрителей знакомит рассказчик, уж больно напоминающий Пушкина, и в песни персонажей вкраплены фольклорные выражения и фразеологизмы. Так Егоровна, дворовая баба Дубровских и эдакая атаманша в мюзикле (Елена Бычкова), напоминает зрителям: «волков бояться – в лес не ходить», «меж собой паны дерутся – у дворни чубы летят». Заседатель Шабашкин по-чиновничьи знакомо констатирует, что «закон, как дышло – как повернешь, так и вышло… И на слона, и даже на букашку найдем мы не управу, так бумажку». Дворовый Архип, словно в пику ему, хоть и в другой части действия, произносит: «Пусть человек я маленький, но на своей завалинке всё сделаю по-своему – как сам я разумею… Хотите – объясните словами, да только мы и сами с усами!». И даже Дефорж, французский гувернер, жалуясь на судьбу в заснеженной и холодной России, изрекает перефразированное: «Что для русского красиво, для француза – чисто смерть».
Музыкальный номер судейских чем-то похож на сценический выход не то Григория Лепса, не то Михаила Круга.
«Жизнь такая, братцы, наша жизнь – пятак, если ты хозяин, значит, я дурак», – поет их начальник, переходя и на залихватское, уже панковское «хей».
Абсолютно попавшей в представление о юной девушке на выданье, хрупком совершенстве в поместье жесткого хозяина в мюзикле оказывается актриса Евгения Шишенина, исполнившая роль Маши, помещичьей дочери. Оказалось, кстати, что у актрисы Пермского ТЮЗа есть родственники в Казани, которые пришли на спектакль и первыми оставили благодарность в книге отзывов.
«Великолепное прочтение классики – спектакль “Дубровский”. Приезжайте еще!» – написала семья Мельниковых и Галановых.
Гастроли Пермского ТЮЗа, напомним, продлятся в Казани до 15 апреля. Труппа уже познакомила казанских зрителей со своей версией «Ромео и Джульетты», а в предстоящие дни актеры представят «Золушку», «Побег из Простоквашино» и «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь». Гастроли Пермского ТЮЗа в Казани первые. В эти же дни в Перми пять постановок дает Казанский ТЮЗ.
Текст: Оксана Романова
Фотографии: Михаил Захаров
Мюзикл-ревю «Дубровский» создан при поддержке партии «Единая Россия» в рамках проекта «Культура малой родины»