«Фантом Марины Кудряшовой»: под колёсами любви и одиночества

«Фантом Марины Кудряшовой»: под колёсами любви и одиночества

5 сентября 2016

Рецензия Григория Ноговицына в независимом интернет-журнале «Звезда»

Наступил сентябрь, а вместе с ним новый учебный год и театральный сезон. Логично, что именно сейчас пермский ТЮЗ выпускает спектакль «Фантом Марины Кудряшовой», который рассказывает о множестве актуальных проблем школьников и их учителей, а действие не покидает стен учебного заведения.

«Фантом Марины Кудряшовой» можно называть эксклюзивом ТЮЗа. С ноября прошлого года по март 2016 года в театре проходила драматургическая лаборатория «Разговор на равных», в рамках которой три драматурга и три режиссёра общались с пермскими школьниками, чтобы создать новые пьесы о современных подростках. В марте прошёл показ эскизов, созданных режиссёрами на основе этих пьес. Зрительским голосованием для постановки и был выбран «Фантом Марины Кудряшовой», написанный драматургом Анной Батуриной, и поставленный режиссёром Артёмом Терёхиным. И это неудивительно — зрители выбрали самое злободневное, пропитанное «духом времени» произведение. Правда, этих самых актуальных проблем в нём оказалось даже слишком много.

Сама премьера спектакля должна состояться 22 сентября, но общественную сдачу перед зрителями провели гораздо раньше — 31 августа.

Начинается «Фантом Марины Кудряшовой» с эмоционально выхолощенной, нарочито бесчувственной сцены похорон бросившейся под поезд школьницы — той самой Марины Кудряшовой. Собственно похорон как таковых и не показано — выстроившиеся в ряд артисты с портретами Кудряшовой в руках просто по очереди читают в зал текст с описанием погребения и сдержанной реакции родных и близких самоубийцы. Делают они это сухо и холодно, отчего эта сцена выглядит довольно пугающей.

Не стоит лишний раз говорить про актуальность проблемы подросткового суицида, достаточно просто вспомнить историю самоубийства Рины Паленковой, которая закрепилась в интернете мемом «Ня. Пока» (в «Фантоме Марины Кудряшовой» можно уловить что-то общее с этой историей) или нашумевшую статью «Новой газеты» о группах смерти. Современное драматическое искусство тоже эту проблему не обходит стороной, рассматривая её по своему — самоубийство становится либо трагичным финалом истории, либо отправной точкой сюжета. Например, похоронами школьницы-самоубийцы заканчивался скандальный сериал «Школа» Гай Германики, а в начале прогремевшего не так давно фильма Ивана Твердовского «Класс коррекции» под колёсами поезда погиб подросток.

В «Фантоме Марины Кудряшовой» самоубийство школьницы становится поводом для размышлений о собственной жизни для её одноклассников Жени Акимова (Евгений Замахаев) и Алёны Маньшиной (Надежда Кайсина) и их учителей — строгого завуча со странностями Зои Марковны (Елена Бычкова) и противопоставленной ей физичке с весёлым прошлым Людмилы Васильевны (Анна Демакова). Они все будут пытаться разобраться в себе, а по-своему поможет им в этом периодический возникающий фантом Марины Кудряшовой (Анна Михайлова). 

В течение часа, что идёт спектакль, действие не покидает школы — сцена оформлена главным художником ТЮЗа Юрием Жарковым как школьный класс с партами, доской и рисунками мелом. Но это типичная школьная обстановка изменяется в моменты явления духа умершей школьницы, и превращается в какое-то потустороннее пространство благодаря проецируемой на декорации мультипликации Анны Гантимуровой.

Причины, почему Марина Кудряшова бросилась под поезд, в спектакле не называются. Может её, как в песне «Наутилуса», намотало на колёса любви? Не зря же здесь присутствует развёрнутая отсылка к «Анне Карениной» в виде чтения начала из этого романа на уроке литературы, которое постепенно перерастает в очередное явление фантома. Да и любовная линия в спектакле занимает важное место, образуя даже не треугольник, а причудливый и немного шокирующий квадрат. Внешне строгая, образцово консервативная завуч Зоя Марковна испытывает трепетные и нежные (даже чересчур) чувства к ученику Жене Акимову, к нему же неровно дышит одноклассница Маньшина, а сам Акимов влюблён в физичку. Такая вот вечная молодость...

Ярче всех в этом любовном квадрате смотрится как раз завуч. Елена Бычкова великолепно показывает переходы своей героини от командирской строгости к любовной нежности, и при этом ещё и демонстрирует лёгкое сумасшествие своей героини: она черпает вдохновение в конфискованном некогда блокноте самоубийцы, вычитывая в нём мысли, похожие на статусы для соцсетей, и видит, как эти слова появляются на школьной доске.

Характерной чертой «Фантома Марины Кудряшовой» является рассмотрение подростковых проблем в таком шоковом, резком, смелом ключе. Но чего ещё ждать от спектакля, где основным героем является школьница-самоубийца? Такой же подход у авторов и к вопросу об одиночестве, и том как люди от него сбегают. Ещё на стадии общения с детьми драматург Анна Батурина говорила, что ей интересно, как перекликаются темы подросткового одиночества и тяга к популярности в интернете. Как раз в одно из своих явлений призрак Марины Кудряшовой во всю интересуется у одноклассников, сколько просмотров на ютьбе у ролика с её самоубийством. Спектакль обозначает и другие радикальные способы сбежать от одиночества — можно например, податься в одну запрещённую в России организацию, эту мысль озвучивает Алёна Маньшина, и в одной из сцен даже появляется в парандже. Естественно, завуч тут же пытается заставить её снять это одеяние, а школьница защищается, заявляя, что это оскорбление чувств верующих! Выстроен этот эпизод с юмором, и смотрится очень он смешно, почти как фарс.

И подобных тем на грани фола в «Фантоме Марины Кудряшовой» множество: здесь фигурируют не только любовь, интернет и международный терроризм, но и, например, телевизионная пропаганда и консерватизм общества. Главное достоинство спектакля — то, что он не боится смело и откровенно поднимать вопросы, про которые у нас не то что бы говорить запрещено, а просто не принято, на них существует некая стыдливая и даже ханжеская «фигура умолчания». А говорить об этом надо, потому что игнорирование проблемы её не отменяет, а позволяет лишь накапливать новые трудности. Перед сдачей спектакля режиссёр Артём Терёхин сказал зрителям, что это «вредные советы», пример для молодых людей, как делать не надо.

Но в этом же подходе кроется главная проблема «Фантома...». Всего за час, на примере четырёх героев, здесь затрагивается очень много актуальных вопросов и проблем и даётся так много этих «вредных советов», что кажется, будто они, грубо говоря, «навалены» кучей, и ни один не рассматривается глубоко, всё схвачено только по верхам. Чувствуется, что спектакль делался в очень сжатые сроки, и драматургу и режиссёру просто не хватило времени доработать и довести до ума некоторые моменты и раскрыть их полностью.

Поэтому и финал «Фантома Марины Кудряшовой» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, сюжет полностью завершён, все линии героев по-своему закрыты, и каждый из них как-то меняется в ходе этой истории. С другой — возникает некоторая недосказанность, словно какой-то незримый фантом повисает в воздухе после завершения действия. И невозможно понять — так было задумано специально или получилось само собой?

Так или иначе, главное, что создатели этого спектакля не боятся серьёзно и откровенно говорить с молодым зрителем на множество непростых, но важных для них тем, на равных, то есть в соответствии с названием лаборатории, в рамках которой и появился «Фантом Марины Кудряшовой». Да, местами этот разговор выходит довольно поверхностным и сумбурным. Но если учесть, что про эти вопросы вообще не принято что-либо говорить, становится важным сам факт того, что это было произнесено вслух.

Расскажите друзьям: