Главреж второго десятилетия

Главреж второго десятилетия

24 Ноября 2021

Пермский ТЮЗ Семён Михайлович Либман возглавил в 1971 году. За его плечами была учёба на филологическом факультете Харьковского университета и параллельно в театральном училище, работа в качестве актёра и режиссёра в театрах Харькова и Калининграда. После окончания Высших режиссёрских курсов в Москве он стал главным режиссёром драматического театра г. Новочеркасска, а затем был назначен в Пермский ТЮЗ. 

Сам Семён Михайлович считал неслучайной встречу именно с ТЮЗом: «К юному зрителю меня тянуло всегда. В разные годы я ставил спектакли для детей и юношества – «Золотое сердце» В. Коростылёва, «Четыре близнеца» болгарского драматурга П. Панчева – постановка была отмечена на Всероссийским смотре произведений болгарской драматургии, «Два вечера в мае» Г. Полонского, «Пять вечеров» А. Володина. Теперь исполнилась мое давнишнее желание – работать в ТЮЗе для самого отзывчивого, но и нелицеприятного зрителя».

На репетиции.
На репетиции

Театральный критик Сергей Коробков, анализируя творческую жизнь Пермского ТЮЗа за 50 лет, назвал Семёна Михайловича Либмана «главрежем второго десятилетия». Он руководил театром с 1971 по 1980 гг., а потом более десяти лет работал как режиссёр и актёр. 

В 1974 году театру «за большие успехи в деле воспитания молодого поколения» был вручён диплом лауреата премии пермского обкома комсомола. На эмблеме театра того времени – профили юноши и девушки, устремлённые к небу. Этот порыв – характерная черта театра, графическое выражение его стиля, его взволнованной, проникновенной интонации. 

А. Дюма «Три мушкетера». Реж. С. Либман
А. Дюма «Три мушкетера». Реж. С. Либман

Семён Михайлович Либман уже выпустил к этому времени спектакли «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, «Будьте готовы, Ваше высочество!» по повести Льва Кассиля, «Не беспокойся, мама!» по роману Нодара Думбадзе и обратился к русской драматургической классике – пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники». Потом он поставит «Последние» М. Горького, «Чайку» А.П. Чехова, «Молодую гвардию» А. Фадеева. Либман адаптирует для сцены замечательные повести пермского писателя Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» («Страдания Ивана Семёнова») и «Лёлишна из третьего подъезда» («Лёлишна»). А в приветственной – в честь 10-летия ТЮЗа – речи он скажет: «Если попытаться одним словом определить программу и задачу театра, то прежде всего мы хотели бы сказать нашему юному зрителю о том, как трудно и важно стать настоящим человеком. Трудно быть человеком. Эта мысль – лейтмотив многих наших спектаклей, обращённых к подростку. Театр старается заполнить тот эстетический вакуум, в котором в силу тех или иных причин подчас находится юный зритель. Мы не хотим его наставлять и поучать, назидание и дидактика – враги искусства. Я в этом глубоко убеждён. Театр должен увлечь, поразить и говорить от сердца! Лично для меня театр – это вечная школа жизни…»

Л. Давыдычев. «Страдания Ивана Семенова». Реж. С. Либман
Л. Давыдычев. «Страдания Ивана Семенова». Реж. С. Либман

Театр Либмана с активно выраженной концепцией, под которую подвёрстывается любой авторский замысел и которой выравнивается любой сложности сюжет, исподволь становится актёрским. Именно актёры добавляют постановкам этого периода многомерности, дописывают и обогащают режиссёрский концепт подробностями жизни человеческого духа, клонят его в сторону неповерхностного знания истории и художественной многозначности. 

А. Фадеев. «Молодая гвардия». Реж. С. Либман
А. Фадеев. «Молодая гвардия». Реж. С. Либман

Наиболее полно С.М. Либман раскрылся как художник лирико-романтического стиля. В Пермском ТЮЗе он нашёл своего зрителя, который в силу возрастных особенностей как раз склонен к восприятию характеров ярких, способных на сильную страсть, героический поступок. Достоинство режиссуры С.М. Либмана в том, что в замысле его спектаклей всегда видно умение найти интонацию искреннего разговора на тему гражданского, патриотического содержания.

С, Михалков «Том Кенти» ( по мотивам повести М. Твена «Принц и нищий»). Реж. С. Либман
С. Михалков «Том Кенти»  по мотивам повести М. Твена «Принц и нищий»). Реж. С. Либман

В одном из интервью С.М. Либман говорил: «Самой большой удачей в последние годы жизни считаю встречу с Михаилом Юрьевичем Скомороховым. Он увидел во мне артиста. Уже были оформлены документы для ухода на заслуженный отдых. И вдруг Михаил Юрьевич вызывает меня и говорит: «Семён Михайлович, не надо уходить. Сыграйте Фунта». Так я вернулся на сцену. Вернулся благодаря Скоморохову, который увидел во мне актера. И дал такую роль, как Панглос в «Кандиде». Это моя любимая роль».

Вольтер. «Кандид». Панглос — С.Либман, Кандид — А. Калашниченко. Реж. — М.Ю. Скоморохов
Вольтер. «Кандид». Панглос — С.Либман, Кандид — А. Калашниченко. Реж. — М.Ю. Скоморохов

Именно роль Панглоса позволила театральному критику А. Вислову сравнить С.М. Либмана с легендарным актёром Александринки Константином Варламовым. «Существование на сцене Семена Либмана в роли мудрейшего и красноречивейшего философа Панглоса мгновенно вызвали из недр театроведческой памяти немеркнущий в веках образ непревзойдённого дяди Кости. До сих пор мы только читали о знаменитом Константине Варламове, любимце публики и короле Александринки…» 

Н. Гоголь. «Ревизор». Почтмейстер Шпекин — С. Либман. Реж — М.Ю. Скоморохов
Н. Гоголь. «Ревизор». Почтмейстер Шпекин — С. Либман. Реж — М.Ю. Скоморохов

На сцене ТЮЗа С.М. Либман воплотил такие разные образы, как Фунт в «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова, Савва Лукич в «Багровом острове» М. Булгакова, Мархоцкий в водевилях «За великое чувство любви!..» М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Почтмейстер в «Ревизоре» Н. Гоголя. «Репризный оказался актёр, умеющий блистательно сыграть эпизод, небольшой рольке придать шарм и значительность», - так оценила актёрские работы С.М. Либмана театральный критик Татьяна Тихоновец. 

В 1993 году С.М. Либман был удостоен высокого звания заслуженного артиста РСФСР. 

(По материалам статей: Г. Серебрянская. «Товарищ режиссёр», 1976 г., А. Вислов «Центрально-Черноземная ассамблея», журнал «Театр» № 5, 1991 г, Н. Черныш. «Возвращение на круги своя», 1991 г., Г. Куличкина. «Не предполагал, что так повезет», 1991 г., Т. Тихоновец. «Сорок лет – опасный возраст», декабрь 2004 г., С. Коробков «Разговор о театре, где возможно всё», «Пермский ТЮЗ: Истории в пяти действиях за 50 лет», 2014).

P.S.

К 95-летию Семена Михайловича Либмана в нашем театре открылась мини-выставка, посвященная его режиссерской и актерской деятельности в Пермском ТЮЗе. 

«Детский театр формирует душу ребенка. Он не стремится дать детям практические навыки. Вести ребят в мир искусства, воздействовать непосредственно на человеческие чувства – вот задача театра для детей», - говорил С.М. Либман в одном из интервью в 1972 году. На выставке представлены фотографии, программки, выдержки из статей театральных критиков, книги с автографами писателя Льва Давыдычева из фондов Городской библиотеки им. Пушкина. 

Расскажите друзьям: