Кинч ржачный

Кинч ржачный

9 февраля 2013

В ТЮЗе идут репетиции спектакля «Контакт». Премьера – в начале апреля.

Постановку осуществляет пермский режиссер Александр ЮГОВ, он же – автор одноименной пьесы.

Запутавшиеся в сетях

Пьеса написана в технике Verbatim, то есть на основе подлинных диалогов и интервью с реальными молодыми людьми 14-15 лет, для которых смысл жизни – круглосуточное сидение в социальных сетях, например «ВКонтакте». Вот и пьеса «Контакт» изобилует компьютерным слэнгом.

– Им так удобней. Им так интересней. Сегодня порваны связи и взаимоотношения, которые были присущи нашему поколению: мы гуляли во дворе, общались, влюблялись, играли в игры – досуг проводили совершенно иначе! А сегодня сеть занимает больше времени у подростков, чем всё остальное, как это ни прискорбно сознавать, – размышляет Александр Югов.

Он – выпускник мастерской Николая КОЛЯДЫ в Екатеринбургском театральном институте, сейчас ведет курсы режиссуры и актерского мастерства в Пермском колледже искусства и культуры.

– Я разговаривал со старшеклассниками и со своими студентами, разбирался, зачем им эта сеть нужна, что они в ней делают? Для большинства из них сеть – часть их жизни, без которой они уже не могут. Я отправлял их в разные комнаты, фиксировал их выходы в сеть, а потом записывал то, что они написали друг другу, что-то типа актерских этюдов. И этот материал, послужил поводом для написания пьесы. То есть автором является сама социальная группа, хотя и моя доля как сценариста здесь есть: моя задача была лишь в том, чтобы расставить акценты и развить драматургическую линию.

Неисправимый Макс

– Тех, кто сидят в «контакте», больше, чем нас, – продолжает свой рассказ режиссер. – Все мои персонажи – разные. Есть девочка Ксю (на самом деле ее зовут Катя), которая ходит в школу. Но ей каждый день необходимо общаться в «контакте», выставлять фотографии, менять «аватарку», получать ответы и «комменты». Она говорит своему «контактному» парню Дэну (Ване): «Я не хочу с тобой встречаться, у меня больше тысячи друзей, что, я с каждым должна встречаться?» Понимаете, в «контакте» ей удобней, в «контакте» можно быстрей найти человека. И это удобство манит молодежь.

А есть другая девочка – Аня. У нее, скажем так, равновесие, она тоже сидит в «контакте», но не забывает общаться живьем. Она очень хочет вытащить из «контакта» своего молодого человека. Но события развиваются таким образом, что Аня так и не вытаскивает своего «запутавшегося в сетях» Максика. Она сдается, понимая, что ее Макс неисправим. Ему кто-то взломал страницу – его труд, в который он много вложил, в том числе и денег. И для него это трагедия. Его другая девушка, не Аня, говорит, что если он не оставит «контакт», то она его бросит. Это, конечно, не любовь, у них еще все впереди, понятно, что общение это когда-нибудь кончится.

У всех героев этой молодежной пьесы, как мы уже выяснили, по два имени (одно настоящее, второе для «контакта») и по две страницы в «контакте». Одна страница – не «настоящая», для родителей. Их родители, кстати, такие же продвинутые. Они тоже имеют по два «аккаунта»: один для жены или мужа, если он или она туда случайно заглянут, второй – для друзей.

Впрочем, стоп. Мы не будем дальше пересказывать пьесу, иначе ее потом неинтересно будет смотреть.

Такая сверхзадача

– У многих подростков все удачно складывается в «контакте», но большой вопрос – сложится ли у них все так же удачно и в жизни? И об этом мы говорим сегодняшнему подростку: «контакт» – это только средство коммуникации, и не надо живое человеческое общение менять на скупое компьютерное.

Компьютерные слова и «смайлики» никогда не отразят всю гамму человеческих чувств, – заканчивает беседу Александр Югов. – И самое главное: мы не хотим нашим спектаклем давать никаких советов и поучений. Мы хотим, чтобы зритель увидел в персонажах себя, своих знакомых. И задумался, каково же место сети в его жизни, и так ли надо просиживать за компьютером всю ночь напролет.

Наш спектакль – остросоциальный. Но у меня не было мысли писать пьесу на века. Дай бог, чтобы через несколько лет такой проблемы не было вообще. Хочу в это верить. Проблемы надо решать в реальной жизни, а не в виртуальной. Вот такая у нас сверхзадача.

«Фэйсбук», «Одноклассники», «Живой журнал» стали такими же символами нашего времени, как компьютер или сотовый телефон.

Сам Александр Югов, как все современные люди, тоже имеет обыкновение общаться через сеть, но, по его словам, это бывает только в том случае, когда нет иного способа разговора, например, если адресат находится в другом городе, или когда необходимо срочно «достать» своих студентов.

Но мы нашли режиссера «ВКонтакте», и лайки, и перепосты на его странице, в том числе сделанные и в два часа ночи…

Что заставляет даже взрослых людей, приходя на работу, первым делом заходить на «Ферму» (есть такая игра в Интернете) – доить коров и поливать грядки? Желание уйти в другой мир, где всё просто? Или что-то другое? Может, им не с кем поговорить? Или они одиноки? Или всё гораздо серьезнее?..

Екатерина Оборина
Газета «Пермский обозреватель» №6 (607) 9 февраля 2013 года
Расскажите друзьям: