Кисточка к кисточке, или Волосок к волоску… Гримёры Пермского ТЮЗа

Кисточка к кисточке, или Волосок к волоску… Гримёры Пермского ТЮЗа

29 Июня 2022

У живописцев – холст, у скульпторов - глина, у театральных гримеров – человеческое лицо. Именно гримеры преображают внешний облик актера, помогая создать неповторимый образ. О секретах одной из самых востребованных в театре, кино и шоу-бизнесе профессий рассказывают гримеры Пермского ТЮЗа.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В русский язык короткое слово «грим» попало через французский (grim) и староитальянский (grimo), где обозначало соответственно «забавный старикашка» и «морщинистый». Суть обоих слов похожа – изменение внешнего облика человека. Гримом называют и процесс преображения, и сами краски, которые используются для этого.

Грим — ремесло древнее. Он ведет свою родословную от магической раскраски первобытных тел и орнаментов на лицах шаманов и колдунов, от таинственных масок античных трагедий и перепачканных сажей и соком растений щек скоморохов.

Изначальная функция театрального грима была схожа с функцией маски. Не случайно в традиционном восточном театре сохранилась строго регламентированная система грима: цвет, рисунок, графика изображений в росписи лица — всё это зависит от множества факторов (возраст и амплуа конкретного актёра, характер роли, тип персонажа). Зритель считывает все знаки и символы.

Одним из отцов профессионального театрального грима в России считается художник-гример Яков Иванович Гремиславский. Его отец, бесфамильный крепостной крестьянин Иван, гримировал в Малом театре Михаила Семёновича Щепкина. Именно Щепкин, восхищенный природным талантом самородка, придумал для него фамилию Гремиславский («греми»+ «слава»).

РАБОЧЕЕ МЕСТО

Гримерный цех встречает запахом – неповторимым, отличным и от парфюмерного аромата отдела косметики в магазине, и от «химического» запаха парикмахерского салона. Может быть, именно так пахнет волшебство? Ведь здесь, в гримёрном цехе, рождаются неуловимые театральные образы.

Гримерный цех поражает обилием света – каждый гримерный столик оборудован множеством ламп теплого и холодного света. С одной стороны, при таком сочетании видны все неровности кожи, а с другой - яркость соответствует яркости сценических софитов. И потому позволяет добиваться необходимой выразительности грима. Ведь если грим недостаточно насыщенный, то зритель будет видеть лишь блеклое плоское лицо актера.

В огромном зеркале видно, как происходит процесс актерского преображения. На отражение в зеркале ориентируется прежде всего гример, контролируя свою работу. На столике разложены кисточки разных форм и объемов, коробки с гримом, клей, плойки и множество других необходимых мелочей. Все продумано, ведь главное условие качественной и быстрой работы – чтобы всем было удобно.

РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА

Представления о внешнем облике персонажей возникают у создателей спектакля уже на самых ранних этапах работы. Бывает, что режиссеры приглашают специального художника по гриму, но чаще эту функцию выполняет либо художник по костюмам, либо художник-постановщик. Грим должен стать составной частью визуального облика всего спектакля и ни в коем случае не выпадать из общего стиля оформления. При создании образа помогают произведения изобразительного искусства, иллюстрации, личные наблюдения за обычными людьми. Художник спектакля работает с гримерами, совместно разрабатывая визуальный образ, или выдает им техзадание, подкрепляя его иллюстрациями отдельных деталей.

– Когда мы работали над образами к спектаклю «Принц Пломбир», Юрий Жарков (художник-постановщик спектакля, залуженный художник РФ - прим. ред.) приходил в гримерный цех и лично показывал нам грим разных героев, а затем мы уже сами дорабатывали образы, - вспоминает Наталья.

EzoBM2OMRw3_IBDhBuBdrDbn6tnvxghkKEVU3NJJGDpjd25fnsDvGa6riZ79C6IeW396Pxg_6wTVmeOyell2Hbf5.jpg

Вот так выглядит «задание» от художника. Эскизы постижа для спектакля «Дубровский»

Гример должен учесть множество факторов: особенности лица актера, его роль и значение этого персонажа в пьесе, жанр спектакля, сценическое освещение и будущий костюм персонажа. Он выделяет в лице главное, избегая лишних мелких штрихов.

Умение наносить грим – важный профессиональный навык, которому обучают будущих артистов в учебном заведении.

— Есть артисты, которые любят сами придумывать себе грим. Например, Валерию Николаевичу Серегину мы никогда ничего не рисовали, он всегда сам все делал. Сергей Трясцын каждый раз что-нибудь новенькое придумывает: то линзы цветные наденет, то необычные усы себе нарисует, –- говорит Наталья. – Если грим легкий, то все артисты могут нарисовать его самостоятельно, а вот со сложным гримом уже мы помогаем.

К профессионалам все спешат и для манипуляций с волосами.

СЕКРЕТЫ ТЕХНОЛОГИИ

Ошибаются те, кто полагает, что работа гримера сродни работе визажиста. Разница огромна, у них принципиально разные цели и задачи. Визажист украшает лицо, подчеркивает его выигрышные черты и маскирует недостатки. Художник-гример создает из лица актера лицо другого человека, с другой судьбой, с другим характером. Иногда он делает лицо более красивым, а иногда и наоборот.

ok7uL3grBPpwdHdn0OU4BvPsDljjJiBAZLX7-WsfwMRpTZcCg43k75l2rTeTpPdBgxK1vOKocZszvvb77RU-ZqVn.jpg

За работой Ольга Могильникова

В арсенале гримера немало способов изменения внешности актера. В основном это живописные средства.

В настоящее время существует несколько типов грима. Коробочка с жировым гримом внешне похожа на краски. В его основе - вазелин, в который добавляются красящие пигменты. Плотный, яркий, быстро наносится, незаменим при создании сказочных образов. Румяна на щеках сказочных Аленушек, мордочки лисичек и зайчиков рисуются именно жировым гримом. Главный недостаток – с трудом отстирывается с костюмов и плохо смывается с лица.

Сухой грим – еще одна разновидность театральных красок. Это мелкотертые пудры, румяна, косметические тени.

Более современное изобретение - аква-грим.

– Аква-гримом рисовать очень легко: сбрызнул водой, кисточку взял… Быстро, ярко, словно краской рисуешь, и смывать его гораздо проще, - рассказывает Наталья Блинова.

HLgNg4RHaqhKjVjfDo_FJK18Cs3sOn5Shpob6bJFPHXGL97jKf_HhIRKG_1fbMIq56jDM9_GnvP-9XZ4Wyz8FHN0.jpg

Седину Александру Шарову нанесли аквагримом

Помогает аквагрим и наносить седину на волосы вполне молодых актеров.

— В «Дубровском», например, Александра Шарова и Артема Радостева «старят» именно аквагримом, - говорит Ольга Могильникова.

Грим наносят кисточками разной степени жесткости и объема, специальными палочками - растушевками, спонжами, иногда даже ватными палочками. Инструменты – дело вкуса и привычки.

– Я не пользуюсь палитрами, все на себе пробую, иногда пальцами, иногда кисточками, главное, чтобы быстро и качественно, - делится опытом Наталья. - Легкую небритость я делаю губкой, синяки рисую, смешивая синий и красный цвет, затем растушевываю и закрепляю, чтобы рисунок не потек.

0t05rhb4UZV6LECjsYRftNpcxwcMG96EoPuFDBfO36K0SOfh_3VeT7JNI5kOJRKauiteu-ufrV18kIBEL_Vbyncp.jpg

Весь арсенал для изменения внешности

Сначала наносят спонжем тон. Важно, чтобы он был максимально приближен к естественному тону кожи артиста. Задача – сделать коррекцию лица, чтобы не было видно неровностей кожи, прыщей, шрамов. Затем собственно грим, а после – пудра, которая закрепляет грим, не давая ему растечься при жарком свете софитов, и убирает блеск.

Основной прием раскрашивания лица – живопись.

— Конечно, гримеру нужны навыки колористики, чтобы понимать, как работают цвета, как их смешивать, нейтрализовать, - убеждена Наталья Блинова.

Например, морщины создаются исключительно художественными средствами, прорисовываются тенями по определенным линиям на лице. Гримёры, как настоящие художники, знают секреты придания лицу свежести и молодости.

— Надо краской выделить «яблочко» на щеках, а если, наоборот, нужен возрастной грим, то подчеркиваются скулы, - раскрывает секреты Ольга Могильникова.

Пластическим гримом сегодня в театре пользуются редко. А раньше он был незаменим. Например, горбинку на носу делали с помощью гуммоза – специального театрального пластилина.

x0x_Y71ipl56KALB7fv5DZtCCE-AYq6wmXFtW3xATPe8DZ8vYOOFJm_V5hr6VakPA65zMmdqot8aBqvqUfISl6WW.jpg

Б. Плосков в роли Ленина. Гример — Н.А. Скороходова

В спектакле «Именем революции», где главными героями были Ленин и Дзержинский, преображение актеров шло около четырех часов. Подготовительный период начался задолго до премьеры на киностудии «Мосфильм», где для актеров Бориса Плоскова (он играл Ленина) и Валерия Пешкова и Дмитрия Хлопонина (Дзержинских) изготовили специальные силиконовые парики. Для конца 70-х годов это было в новинку.

— И сам грим был очень сложный – портретный, - говорит бывшая заведующая гримерным цехом ТЮЗа Нэля Абрамовна Скороходова. – Я на лицах актеров рисовала кисточками обычным жирным гримом, образ создавался живописными средствами.

uzHeu57E1uqRsczN1DOD1KhNRJaHVodoMMauNLdoEXgAuYBrubm4ZcAFyTDuKO5dtfqpkcHcdRQEsdCOcjK27duX.jpg

Е. Дубровин «Братья свободы». Дядя Сева — В. Воронин, Вад — С. Лабырин

И еще об одном сложном гриме вспоминает Нэля Абрамовна. В спектакле «Братья свободы» ей нужно было изобразить на лице актера Вячеслава Воронина рубцы и шрамы от ожогов. По сюжету герой горел в танке во время войны.

— Я их лепила сначала из лигнина (плотные салфетки для снятия грима – ред.) с помощью клея для усов и бород. Затем наклеивала актеру на лицо и потом раскрашивала гримом, смешивая белый, красный. Около двух часов уходило на такой грим. После спектакля все снимали, и в другой раз все начинали сначала.

ПАРИКИ И КОСЫ, УСЫ И БОРОДЫ

Чтобы образ был законченным, необходима соответствующая прическа. Это тоже зона ответственности гримера. Локоны и различного рода укладки с ними – то, с чем сталкиваются гримеры постоянно, поэтому они по праву считаются мастерами создания идеальных кудрей – гранджевых, кукольных, спиральных, африканских и др. В основном пользуются конусной плойкой со смешным названием «морковка», с помощью которой делают спиральные кудри, и утюжком, которым можно создать совершенно разные прически.

– Артистки каждый день вьются, конечно, жалко волосы. Мы стараемся сохранять их, используя старые методы завивки на бигуди, которые прежде варим в специальной кастрюльке, для этого у нас даже есть плитка. Это более щадящая завивка, чем на плойки и на утюжки, - раскрывает секреты идеальных кудрей Наталья Блинова.

Когда из волос актера невозможно сделать прическу, на помощь приходят парики. В театре их чаще всего покупают или изготавливают на месте. С головы артиста снимается мерка, и парик подбирается или шьется на конкретного исполнителя. Даже если на одной роли заняты два артиста, покупают два одинаковых парика, для каждого – свой.

q0_iDAlz0S2YOgO1ZoWOjS6AIEDAACPoEYlOBIkDfq_kcaDOpa_a9xPyGIpKnYU41QzmgsOmTVcjzjb_AfeM9qzp.jpg

Наталья Блинова рассказывает, как делается парик

Для создания париков чаще всего используются волосы буйвола или конский волос из гривы и хвоста, а также искусственные волосы (канекалон), которые заказывают в специальных театральных магазинах. Натуральные человеческие волосы используют нечасто: слишком дорого и не очень долговечно. Основа парика представляет собой шапочку (монтюр) из тюля или сетки, на которую нашивают трессы - ряд волос в виде длинной ленты. Благодаря такой технике волосы выглядят более густыми. Другой способ - техника тамбуровки. Пучок из 2-4 волосков с помощью специального крючка, похожего на рыболовный, крепят к основе на двойной надежный узелок. Эта трудоемкая и требующая ангельского терпения техника позволяет воссоздать натуральный объем и густоту волос.

Мало уметь изготавливать парики, важно сохранить их в отличном состоянии как можно дольше.

– Парики мы стираем, и укладываем заново, особенно ненатуральные. Чтобы вернуть такой парик в первоначальный вид, его нужно прочесать, завить на бигуди, опустить в кипяток и высушить. Тогда он снова становится как новенький, – делится секретами технологии Наталья.

В соответствии с замыслом художника в Пермском ТЮЗе приходилось делать парики из самых разных материалов – ниток, полиэтиленовой пленки, монтажной пены. Парики действительно могут кардинально изменить облик актера.

— В спектакле «Как я стал идиотом» мы делали очень высокий парик на каркасе из пенопласта, обклеивали его марлей, а уже потом пришивали трессы из моноволокна, - рассказывает Ольга Могильникова.

Нет ничего смешнее и в то же время трагичнее, чем слетевший во время спектакля парик. Чтобы парик продержался на голове весь спектакль, надо уметь его правильно надеть. Сначала волосы заплетаются в косу (обычно два «дракончика»), затем надевается специальная сетка, которая дополнительно удерживает волосы, или на голову очень плотно повязывается тесемка и только потом надевают парик, фиксируя его шпильками – за тесемку или прокалывая ячейки сетки.

b8SUUtev7The0Q-aXyTg5LsxlGMKXyEczAD_ih1YGhuOnz6anrAfAT_cYrj1IL85NoARXKvS6I0GpzdfjRAEzisE.jpg

Вплетенную косу не отличишь от настоящих волос

Русским красавицам, персонажам народных сказок, или, например, героиням спектакля «Я вижу солнце», жительницам грузинской деревни, надо иметь длинные роскошные косы. Как быть, если у актрисы стрижка-каре? Выручают дополнительные косы.

— Вплетать косы нужно аккуратно. Чтобы стыка вплетения было не видно, используют специальную помаду для волос, воск или лак, которые подобно крему, разглаживают волосы. А чтобы пряди не выпадали и концы не торчали, вплетать косу нужно с закручиванием, - рассказывает Наталья Блинова.

Ольга Могильникова вспоминает, как укрепляли косу Жанне Кадниковой в спектакле «Как Баба-Яга сына женила»:

— У нее была совсем короткая стрижка, поэтому сначала надевали тесемку на голову, к ней туго-туго привязывали косу и маскировали ленточкой.

Еще один способ изменить прическу – шиньоны. Такой специальной накладкой на волосы пользуются достаточно часто. Например, шиньоны нужны Татьяне Гладневой в «Отрочестве», Ирине Шишениной в «Первой любви», Жене Шишениной в «Дубровском».

Мы уже упоминали технику тамбуровки, когда говорили об изготовлении париков. Также делают усы, бороды, бакенбарды. Вместе с париками они относятся к категории постижерских изделий. Именно поэтому в программках работники цеха называются гримерами-постижерами.

CwqtZxysDmiH3j6iRGY92qqTax39G8c4Iz2gJqB-nru0abr3_TV_YOGv22oo3a2TeVXtK-2YsYo19ztyFx4hAk1E.jpg

Усы на любой вкус

Хранятся детали образов в специальных папках, напоминающих каталоги, и крепятся на лица определенным образом.

– Усы и бороды мы приклеиваем на прозрачный сандарачный клей, разлитый по специальным баночкам. Клей наносится на кожу на всю площадь, которую занимают усы, затем прикладываются усы и прижимаются лигнином (это специальная безворсовая салфетка). Бороду нужно клеить на улыбке, чтобы удобно было говорить и мимике ничего не мешало», — объясняет Наталья.

Сандарачный клей состоит из растительных смол, которые разводятся в спирте, с помощью спирта потом и бороды, и усы снимаются. Так что процедура достаточно болезненна и неприятна.

Есть еще один специальный клей – для силиконовых ушей. Такие уши приклеиваются, например, волкам в спектакле «Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Важно увидеть образ не только в зеркало в гримерном цехе, но и на сцене, при свете прожекторов, рядом с другими персонажами, в костюмах, поэтому гримеры обязательно смотрят прогон спектакля из зала. Бывает, что нужно изменить причёску или добавить деталей, например, поменять усы, переделать грим или макияж.

СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ

Театральным гримером может стать только художник — он рисует на лице актера, как на самом настоящем холсте. Без образного мышления, воображения, аккуратности и терпения, чутких и умелых рук в профессии состояться нельзя.

— Анатомию надо знать, колористику, чувство меры и вкуса, - перечисляет Ольга Могильникова.

— Фантазия у гримера должна быть хорошо развита, а кроме нее еще и быстрота действия и техничность… Особенно в причёсках, ты должен видеть нужный образ и быстро воплощать его, - добавляет Наталья Блинова. К этому списку можно добавить чувство формы, цвета, пропорций.

В гримерном цехе ТЮЗа работают два человека - заведующая Ольга Могильникова и Наталья Блинова. Трудятся посменно, независимо от того, два дневных спектакля или один вечерний.

Гримеры приходят в театр за 2-3 часа до спектакля, чтобы подготовить все необходимые материалы для создания образов персонажей. Разносят по гримеркам ватные диски, бумажные и влажные салфетки, мицеллярную воду, чтобы у артистов была возможность загримироваться и снять макияж после спектакля самостоятельно.

– У общего зеркала мы кладем стандартный набор (для каждого спектакля свой) – расчёски, пудры кисточки, тени разных цветов – в общем, все, что может срочно понадобиться, – рассказывает Наталья.

Если в спектакле есть сложные прически или спектакль массовый, и всем исполнителям нужно побывать в гримёрном цехе, то актеры начинают приходить часа за полтора до третьего звонка. Тут уж гримерам надо быть и расторопными, и собранными.

nFWX6Kz3q6TthfDGF5lUF_aLl5LhhBWUhEB3eWrSNF9DdPJoGWtZKOWZuI1iwfTz8qfV7l5SUPzhL-mBgNiJ_HYI.jpg

Все под рукой

Выездные и гастрольные спектакли часто подразумевают «экстремальные» условия работы, так как площадки для спектаклей всегда разные. Особенности пространства, технические возможности сцены – все это необходимо учитывать при создании образов.

Выезжая на гастроли, гримеры берут с собой все необходимое, начиная от инструментов для создания причесок, заканчивая косметикой и гримом. Все вещи хранятся и транспортируются в огромных гримерных чемоданах. Обычно гримеры уже знают, какими средствами пользуется каждый задействованный в спектакле артист, поэтому самостоятельно собирают все необходимое. Бывает, что на выездных спектаклях дают одну гримерку на всех, поэтому нужно правильно организовать пространство, чтобы никто никому не мешал. Случается, что в гримерке не хватает розеток, поэтому даже удлинители возят с собой.

q_slUFzrDmdJCHBMWXnq6AoA0zBoJXI_1emGUVkGuXpPL4kKRvkEDMl9YJ08GffdoOKzVUgJDTkI3f0f3Q6uEICI.jpg

Так «варятся» бигуди

– На гастроли берется все! Если нужно завивать артистов, берем бигуди, кастрюлю, плитку, даже кипятильник. Чемодан полный получается, —говорит Наталья.

Все нужные вещи для образов из каждого спектакля хранятся в коробках, которые стоят в шкафу. На каждой – название спектакля. Такая система намного упрощает сборы.

Когда спектакль окончен, гримеры надевают парики на специальные деревянные подставки – болваны, убирают в шкафы или в коробки. Моют, сушат и дезинфицируют кисточки, палочки и спонжи и, только наведя идеальный порядок, выключают свет и закрывают цех.

Еще одно необходимое качество, присущее всем, кто работает в театре – умение работать в команде. К гримерам это тоже относится. Ведь на спектаклях они еще и помогают костюмерам переодевать артистов.

Так, мгновенная перемена костюмов на героинях в «Двух дамочках в сторону севера» происходит только потому, что каждую из актрис переодевают сразу два человека – платья, обувь и прическу меняют практически одновременно. В «Золушке» героиня превращается из замарашки в принцессу тоже прямо за кулисами: актрисе меняют платье, в волосах закрепляют диадему – и она готова появиться на балу. Во время прогонов будущей премьеры иногда даже проводятся специальные репетиции на переодевание.

В любой работе важно выстроить коммуникацию с окружающими людьми, артисты – люди особенные и к ним нужен особый подход.

– Нужно быть стрессоустойчивым, спокойным, уметь поддержать диалог, не «накручивать» артиста перед спектаклем и не мешать повторять текст, - говорит Наталья.

Гример как хороший психолог должен чувствовать человека. С одним он во время работы шутит, с другим говорит о событиях в стране, слушает душевные излияния третьего, а с четвертым оба молчат, сосредоточенно глядя в зеркало.

КАК СТАТЬ ГРИМЕРОМ

Профессии гримера в Перми не учат. Для этого надо ехать в Москву в профессиональное училище или поступить на курсы при солидных киностудиях. Есть и другой путь, которым прошли и Ольга Могильникова, и Наталья Блинова.

Базовое образование у обеих – парикмахер. Наталья еще окончила курсы визажистов. Но для гримера этого мало. Секреты профессии обе постигали прямо в театре под руководством опытных коллег. Посещали семинары известного пермского мастера Сергея Мухина в театре оперы и балета, Натальи Ахмаровой в колледже искусств и культуры и других специалистов. Когда приезжали изготовители профессиональной косметики, гримеры Пермского ТЮЗа ходили к ним на курсы.

Театральные гримеры – профессия редкая, штучная. Они работают здесь и сейчас, сразу набело, ведь результат нельзя обработать в фотошопе, подретушировать или дорисовать. Не волшебники, а профессионалы с умелыми руками, без которых нет театра.

Гримеров расспрашивали журналист Алла Гурина и члены Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Кристина Верхокамкина, Ксения Трус и Марина Щелканова

Расскажите друзьям: