Коллективный бенефис

Коллективный бенефис

28 сентября 2010

В Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля для зрителей любого возраста

Если какая-то работа проникнута искренним личностным отношением, заметным со стороны, об этой работе говорят: «Автор в нее душу вложил». В спектакль ТЮЗа «Соло для часов с боем» вложена не одна, а несколько душ. Это бенефис и «лебединая песня» — но не для одного актера или режиссера, а для всего постановочного коллектива, который в этом спектакле выступил слаженно, как музыкальный ансамбль.

Когда стало известно, что Виктор Ильев ставит в ТЮЗе классическую пьесу Освальда Заградника, знатоки скептически качали головами: Ильев — режиссер академичный, обстоятельный, жанр эксцентрической комедии с его творческой манерой вроде бы не очень рифмуется; да и пьесу трудно назвать открытием для театра — все помнят знаменитый «мхатовский» спектакль, экранизированный телевидением. Переиграть Грибова с Яншиным?! Хотя если кому и браться за такую задачу — то это легендарным тюзовским «старикам» — ведь в этом «детском» театре сложился удивительный коллектив артистов старшего поколения, великолепных профессионалов, которые прошли и КВН, и Шекспира. Словом, нарисовалась интрига, которая дополнялась еще и тем обстоятельством, что премьеру приурочили к открытию театрального сезона.

Сейчас, когда интрига раскрылась, а сомнения развеялись, можно сказать с безоговорочностью, несвойственной обычно театральным критикам: смотреть всем! Детям и старикам, «актуальной» молодежи и замшелым «академикам», особенно — начальству. Пусть увидят, что такое театр — не выдуманный «из головы», не вычурный, не пытающийся быть оригинальным а искренний, сердцем сыгранный, настоящий актерский режиссерский театр; театр в моём высоком смысле этого слова, любимый веками и поколениями.

На сцене — пространство, искривленное  памятью. Как в картине Сальвадора Дали «Причуды памяти», где время течет в буквальном смысле. Художник Александр Казначеев создал вроде бы стандартный интерьер малогабаритной квартиры социалистических времен, но мебель в этой квартире полупрозрачная, легкая, с непрямыми плавными контурами. Столь очевидный намек на искривление времени спектаклю необходим: зритель должен простить легкие анахронизмы, когда речь заходит о военных и послевоенных временах, и тут же на сцене появляются молодые герои в современных «косухах». Вообще, время — ключевое понятие в спектакле, где точность часов выступает в качестве мерила безупречности людей.

Главные герои — старики из дома престарелых, которые собираются по пятницам в квартире лифтера-пенсионера Франтишека Абеля. В этой же однокомнатной квартире живет внук Абеля Павел, которому из-за стесненности квартирных условий некуда привести девушку. Назревает конфликт поколений! Но настоящего конфликта не будет. Потому что на самом деле — спектакль о преемственности, терпении и мудрости, которыми старшие делятся с молодыми. 

Так же щедро актеры старшего поколения делятся талантом, искренностью и профессионализмом. Вячеслав Тимошин в роли Абеля, Андрей Пудов в роли Райнера, Николай Фурсов в роли Хмелика, Валерий Серегин в роли инспектора Мича и Ирина Сахно в роли пани Конти — итого в спектакле пять бенефисов, пять несравненных перформансов, пять уникальных характеров. У Валерия Тимошина такой большой роли не было... Да ведь, наверное, никогда не было! И при этом он ни секунды не премьерствует, являя собой образец актерской органичности и удивительной, классической русской речи. Сравнение с «мхатовцами» напрашивается само собой: когда-то они были эталоном правильного произношения, теперь в Перми таким же эталоном стали актеры ТЮЗа.

Андрей Пудов — самый младший в этой компании, да и в ТЮЗе он недавно. Но в ансамбль влился, как родной. Его острохарактерная внешность удивительно сочетается с взбалмошным темпераментом чудаковатого часовщика Райнера, а комичный жест, когда он рукой сгибает «артритную» ногу, падая перед пани Конти на одно колено, выглядит так отыгранно, как будто он вместе с Серегиным два десятка лет играл в капустниках. Кстати, тот же Серегин составляет с Пудовым отличную комическую пару «толстого» и «тонкого».

«Старики» играют так, что зал хохочет непрерывно.

Надо отдать должное Виктору Ильеву: он на удивление много придумал всяческих гэгов для оживления, в общем, не нового текста. Тут и хореография с цитатами из «Криминального чтива», и клоунада. При этом режиссер, сосредоточиваясь на актерах старшего поколения, не забывает о молодой паре.

Павел Ознобишин в роли Павла Есенского — еще один приятный сюрприз этой премьеры. Он, конечно, старше своего персонажа, но режиссер не прогадал, когда взял опытного актера вместо вчерашнего выпускника института. Ознобишин может сыграть кого угодно: если его герой — во многом наследник своего деда, то сам артист — полноправный наследник тюзовцев старшего поколения.

Павел и Даша — очень важные персонажи для всей истории. Именно им в виде ни разу не надетых свадебного платья и фаты передают старички свое счастье — то, которого так и не увидели. Когда Даша вместе с платьем примеряет на себя несбывшиеся мечты пани Конти, зал начинает тихо утирать слезы — такие, казалось бы, нелогичные после двухчасового хохота. Особенно трудно было удержаться от слез зрителям премьеры, когда в ее финале художественный руководитель театра Михаил Скоморохов объявил, что именно в эти дни исполняется 45 лет актерской карьеры заслуженной артистки Ирины Сахно.

Юлия БАТАЛИНА

Газета «Новый компаньон» №34 (618) от 28 сентября 2010

Расскажите друзьям: