«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом» | Александр Островский, «Лес»
Если берешься делать спектакль по такой ставленной-переставленной сотни раз классике, как «Лес» Островского, надо иметь какую-то интересную идею, как это сделать. Как рассказать эту историю зрителю, чтобы ему было интересно. У Пермского ТЮЗа получилась, на мой взгляд, яркая эмоциональная постановка актуального во все времена текста, который представлен практически без искажений, а звучит и смотрится очень по-современному.
Она лишена резких контрастов и темных тонов. Это спектакль не о хороших и плохих людях, а о бремени страстей человеческих, в дебрях которых и заплутали его персонажи. Их выводят на божий свет два скитальца-актера, у которых плохо с деньгами, но с душевными ориентирами все в полном порядке, – трагик Несчастливцев (Евгений Замахаев) и комик Счастливцев (Дмитрий Гордеев). Именно на игру двух этих противоположных сил сделана ставка в сценической редакции Константина Яковлева. Пусть даже они весьма условно и шуточно противостоят друг другу, но они архетипичны – Несчастливцев и Счастливцев, ангел и бес. Они появляются внезапно, будто бы материализуясь из небрежно разбросанных на сцене декораций, и в финале как бы растворяются в пространстве, словно духи иного мира, зашедшие на пару дней в этот Лес, чтобы изменить то, что могут, и подчеркнуть неизменность того, что поменять не смогли.
Мне спектакль понравился. Да, он длинный, масштабный, многофигурный, но совсем не громоздкий и отнюдь не скучный. Все актеры играют талантливо, без театральщины и нафталина. Убедительна Елена Бычкова в роли скупердяйки и наивной ревнивицы, получившей единственный шанс ухватиться за мнимое женское счастье, Гурмыжской. Недоучка-гимназист Буланов Евгения Турушева со взглядом трепетной лани очарователен. Дмитрий Гордеев прекрасно вписался в роль комика Счастливцева, свободно и легко импровизируя на сцене, как и полагается его персонажу. Очень интересно наблюдать за игрой Евгения Замахаева в образе Несчастливцева, этакого благородного и сумасбродного Дон Кихота трагического театра. Его актерская харизма притягивает и удерживает внимание на протяжении всего времени.
Конечно, тюзовский «Лес» — не шедевр вроде «Вишневого сада», но это хорошая постановка. И он, несомненно, найдет своего зрителя. Не только потому, что многое в нем перекликается с нашим днем, но и потому что во всей мировой литературе нет, вероятно, лучшего посвящения Артисту и человеку высокой души и живого сердца, чем «Лес» Островского.