Культурная революция смеху не помеха/ V Фестиваль капустников "Соленые уши"

27 марта 2012

Пермский фестиваль капустников «Соленые уши» отметил пятилетие

Театральный капустник - обычно жанр приватный, «для своих», для людей театра. И к тому же вполне миролюбивый и щадящий восприимчивую натуру театрального люда. Долгое время в Перми именно так и было. Но сначала Пермский ТЮЗ рискнул вынести на зрителя свои довольно острые капустные шутки и скетчи. И эти представления даже превратились в фирменный хит, на который с трудом можно было достать билеты. А затем в Перми грянула «культурная революция».

Театральное сообщество, публика, да и все пермяки от мала до велика, кто хоть краем уха слышал о культурных преобразованиях, кинулись в оживленные дискуссии, разломились на тех, кто «за» и кто «против». Конечно, это противоборство, проекты культреволюционных вождей и повседневные проблемы театров на фоне грандиозных замыслов - все это стало вкусной начинкой для театральных капустников. Острые выпады и пародии находили горячие отклики в зале, наиболее удачные остроты долго смаковались и бродили по городу, желающих насладиться остроумием артистов становилось все больше и вечер капустников пришлось перевести из камерного зала ТЮЗа в зал Пермского театраоперы и балета. В итоге V Фестиваль капустников «Соленые уши» собрал аншлаг и в академическом зале.

На пятом фестивале авторы капустных скетчей немного размякли, все-таки и авторы культурной революции за последнее время немного отступили и смягчили свои позиции. Фестиваль традиционно проходит под эгидой Пермского отделения СТД РФ и на его же Правлении обычно выбирается главная тема для очередного потока остроумия. В этом году таковой было выбрано творчество драматурга А.Н.Островского, пьесы которого имеются в репертуаре едва ли не всех театров Пермского края. Впрочем, и этот мирный классик оказался вполне современным и подходящим для театральных острословов. Фестиваль отразил то, чем живут люди за стенами театров - выборы, ситуация с финансированием культуры, противостояние площадей, полных митингующих. Да и в театрах полно больных тем - от смены худрука до отсутствия самого здания театра.

Например, актеры Коми-Пермяцкого драматического театра им. М.Горького (Кудымкар)представили, как бы ставили «Снегурочку» авторы сериала «Реальные пацаны». Драматург Островский, он же мэтр театра Василий Макатерский, наблюдал за зрелищем из портретной рамы, сползал в глубоком обмороке и, в конце концов, разгонял эту самодеятельность. Конечно, артисты погоревали и о здании театра, строительство которого тянется уже добрый десяток лет. За это время театр растерял труппу, остался лишь небольшой костяк, который кочует с фестиваля на фестиваль, стал весьма известен театралам России. Но, увы, молодежь театра даже не представляет, как играть на нормальной площадке.

Пермский ТЮЗ Островского смешал с Квентином Тарантино. Театральный вахтер, словно портье из «Четырех комнат», бродил по гримеркам, натыкался то на героев пьес Островского, то на актеров, озабоченных новыми ролями и вечным отсутствием денег. Гвоздем тюзовского капустника стал молчаливый выход главного художника театра Юрия Жаркова в образе одного из пермских богов, которые вдруг оказались бездомными. Это был ответ на скандальную ситуацию, взбудоражившую город - здание пермской галереи, где почти сотню лет жили пермские деревянные боги, вдруг вернули церкви, не предоставив ничего взамен.

Актеры Лысьвенского драмтеатра им. Анатолия Савина поиграли с фамилией главного возмутителя спокойствия Бориса Мильграма и задались вопросом: «В чем все-таки измерять пермскую культуру, в милях или граммах?» Артисты Пермского театра оперы и балета им. П.Чайковскогоисполнили «Снегурочку» как рэп-оперу, а все та же Снегурочка, но уже от театра из городаЧайковского, решила сгореть на костере из бревен, которые в виде гигантской буквы сложили на въезде в город продвинутые скульпторы.

Фестиваль «Соленые уши» обычно проходит в виде конкурса, и остроумие театров оценивает жюри. На этот раз его возглавил известный сатирик и сценарист Вадим Жук. Жюри определилось с победителем только после споров и дебатов - сразу несколько театров показали одинаково остроумные программы и выбор был нелегким. Однако пальма первенства досталась Пермскому ТЮЗу. Все-таки сказался многолетний опыт выступления в жанре капустника.

Светлана Козлова

Журнал «Страстной бульвар, 10»

Расскажите друзьям: