Конкурсная рецензия на спектакль «Эдит Пиаф. Больше чем любовь» участницы Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Кристины Верхокамкиной.
* * *
«Эдит Пиаф. Больше чем любовь» в Пермском ТЮЗе. Режиссёр - Константин Яковлев
«Сегодня наш театр входит в прихожую театрального сезона», - объявил А.Агеев, директор Пермского ТЮЗа, перед началом. Открывать сезон спектаклем, посвященным Эдит Пиаф — творческий вызов, как для режиссера, так и для артистов, а ещё большая ответственность!
Наверняка нет ни одного человека, кто не слышал песни Эдит Пиаф. Люди могут не знать знаменитого имени, но мелодии — точно на слуху.
Музыка влечёт, мы ей наслаждаемся. Но кто стоит за ней? Какая жизнь скрывается? У нас есть возможность на полтора часа погрузиться в жизнь великой певицы.
В основе спектакля лежит пьеса Ксении Драгунской «Мой Легионер», с обсуждения одноименной песни начинается спектакль. На сцене Татьяна Гладнева, но ещё не Эдит, а актриса, репетирующая песню, которая «что-то как-то не прет, не катит…».
Кто такие легионеры? И кто такая Эдит Пиаф?
Актриса из пьесы на репетиции «ныряет» в страницу жизни гениальной певицы, чтобы проникнуться историей и…
Рябь проектора, стук копыт переносит нас в Париж 1935 г. Сцена ТЮЗа, и так небольшая, обрамлена в прямоугольник, который сжимает пространство до минимума. Все это с самого начала кажется интимным. У меня это чувство ассоциируется с чтением биографий, что, по сути своей, является процессом очень личным. Хочется спрятаться и рассказывать историю шёпотом, в полумраке.
Первым на сцену вываливается Антрепренер в исполнении Артема Гукенгеймера, заражая нас игривостью. В колпаке, с живой мимикой, он семенит из стороны в сторону, открывая бежевую шкатулку. Мелодия льётся, вовлекая в танец хрупкую куколку, очень похожую на Эдит.
Кстати, о Эдит! С микрофоном на плече, то и дело съезжающим к носу, как у клоуна. Понурая, в темном пальтишке, с желтым чемоданом в руках, она стоит на краю сцены, чтобы в следующую секунду шагнуть в воспоминания одной ночи…
Легионер летит, энергия в нем бурлит, на ‘горизонте’, среди высоток, виднеются вспышки оранжевого. «Была ранняя осень… сухие листья… Ласточка! Ласточка!… меня подбили».
Ласточка железной птицей кружится в небе, в этот момент на сцене появляется неповторимая “Воробышек” из Парижа!
Повернутая спиной к залу, ещё закрытая от нас, она поёт Padam-Padam. «Этот мотив, который преследует меня день и ночь», — становится центральным в спектакле. Мелодия расходится по залу и попадает в легионера, закручивая вихрем их личную историю. Вспышка.
Всего одна ночь. Номер в гостинице. Стопка листов с ролью в руках. Два человека. Любовь и свобода.
Настойчивый стук в дверь под барабанные переливы все ещё отсылает к цирковому в этой истории и не даёт забыть об антрепренере. Легионер широкими шагами проникает в пространстве гостиничного номера. Черные брюки, подтяжки на голое тело, укрытое кожанкой, символизируют дерзкую настойчивость. Он идёт отплатить поцелуем.
В процессе, конечно, вся эта дерзость трескается. Легионерская история представляется долгой и напряженной, подобно струне. Небо — его жизнь. Но под спесью могущества скрывается уязвимость и страх летать, который каждый раз отчаянно сигнализирует, заставляя расправлять руки в стороны, подобно самолёту, и лететь, не отрываясь от земли.
За внешне сильной Эдит скрывается история становления бродячей певицы в звезду мирового уровня. Ей точно знакома изнанка жизни, и символизирует это недовязанный ей свитер без рукава, который впоследствии героиня делит с легионером, соединяя их истории воедино.
Что поразительно, ни слова о любви, как о чувстве.
Герои вообще боятся любви и истинной близости. И страх этот управляет. «Я тебя понимаю, я буду тебя ото всех защищать», «выходи за меня замуж», но все это только крючки. А где настоящее чувство?
«Может быть ‘любовь’ — это ругательство?». Поэтому само слово «любовь» разными шрифтами разбросано по декорации?
Динамика эмоций героев выдаёт попытку ухватиться во что бы то ни стало за человека, который проявил к тебе эмпатию. Непонятное, незнакомое чувство для героев, выводящее жизнь из стабильности оголяет личную уязвимость.
В спектакле помимо любви есть свобода, она гордой птицей набирает высоту. Может быть она та самая ласточка, которую подбили?
Спектакль символично завершается сказкой о свободе, которую выбирает Эдит. И в этом выборе концентрация всех чувств прожитых за ночь.
Это выбор своего таланта
Это выбор с е б я.
Для меня такой посыл первостепенен, потому что «важен сам ты для самого себя». Свобода — тоже, оказывается, про любовь, и видится она мне маяком, световой луч которого освещает пути людей.
Сценография, выдержанная в минимализме, за время спектакля наполняется жизнью. Монохромные декорации и костюмы, не отвлекая нас, обнажают всю хрупкость творческого человека, порой сильнее всех нуждающегося в бережности и любви.
Мы в театре, театр на сцене. Мы присутствуем на репетиции песни, исследуя творческую личность, всю ее глубину и масштаб. И быть соучастником этого процесса — большая ценность.
Фотографии Романа Горбатовского