«What's Hecuba to him, or he to Hecuba…»
Не страшно ль, что актёр проезжий этот
В фантазии для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте своё сознанье,
Что сходит кровь со щёк его, глаза
Туманят слёзы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит,
Что он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
Что он Гекубе? Что ему Гекуба
Педро Пуля, шестнадцатилетний герой романа Жоржи Амаду «Капитаны песка», родился в заштатном бразильском городке и был главарем уличной банды беспризорных мальчишек, бродяг и искателей приключений (ladronas), которые наводили смертельный ужас на чистую публику: латифундистов, торговцев, нуворишей - и были головной болью местной полиции.
Что было у них? Только безграничная свобода, только улицы и пляжи этого города, где они вели не всегда легкую жизнь, добывая еду и одежду всеми возможными способами: подносили чемоданы, воровали бумажники и шляпы. Иногда грабили, иногда просили милостыню.
«Капитаны песка», «одетые в лохмотья, грязные, голодные, агрессивные, сыплющие непристойностями и охотящиеся за окурками, были настоящими хозяевами города: они знали его до конца, они любили его до конца, они были его поэтами», — так писал Жоржи Амаду в предисловии к роману.
Поэзия и свобода — вот, оказывается, что меня привлекло в новом сценическом воплощении «Генералов песчаных карьеров» (фильм снят по роману Жоржи Амаду в 70-х, стал знаменитым в СССР), для сцены Пермского ТЮЗа инсценировку сделал Илья Губин, оставив из 300 страниц романа только девятнадцать; а 7 марта 2019 года Владимир Гурфинкель, режиссёр, пермяками искренне любимый, показал премьеру спектакля «Капитаны песка» .
Авторов восхитила мысль, что в этой старинной (1937 года) истории — бездна современности. И неважно, где она происходит, не важны страна, язык, этника, исторические параллели. Важно, что человек не может жить без двух вещей: Любви и Свободы.
Правда, как утверждают авторы: любовь, поэзия и свобода — опасное для жизни занятие. Чтобы обрести их, надо принять и смерть.
Владимир Гурфинкель уверен, что «Капитаны песка», эти ребята «хотят жить внутри собственного ощущения жизни. Этот романтизм Жоржи Амаду, умноженный на абсолютный романтизм моря и песка и детскую наивность, стал для нас самым важным в этом материале. Внутри текста есть капоэйра, есть возможность ощутить свободу через движение. Когда для людей главным становится свобода, все приобретает специфическую окраску, даже любовная история в романе кардинально отличается от других любовных историй. Любовь тут — тоже обретение свободы».
«Капитаны песка» Жоржи Амаду в постановке Владимира Гурфинкеля, художник — Ирэна Ярутис, музыка — Виталий Истомин, пластика (той самой капоэйры, бразильской национальной борьбы, где силовая акробатика, танец типа брейк-данс или хип-хоп, организуемый африканскими ритмами, превращается в игру - опасную, но благородную) — Ирина Ткаченко, стихотворные тексты — Ксения Жаркова. Премьера 7 и 8 марта 2019 года в Пермском ТЮЗе.