Любовь, смерть и кино – добрые и симпатичные спектакли ТЮЗа

Любовь, смерть и кино – добрые и симпатичные спектакли ТЮЗа

7 мая 2022

Мы продолжаем раз в неделю рассказывать вам о разных произведениях и событиях в сфере культуры, которыми можно отвлечься в это непростое для всех нас время. В этот раз расскажем сразу о нескольких спектаклях пермского ТЮЗа, доброта и душевность которых отлично поможет отвлечься, хотя иногда они говорят о тяжёлых вещах. А также посоветуем два не менее трогательных сериала, за которыми можно скоротать длинные выходные.



Премьеры сезона пермского ТЮЗа: «Золушка», «Две дамочки в сторону Севера», «Дубровский»

Михаила Скоморохова, сорок лет занимавшего пост худрука Театра юного зрителя, совсем недавно сменил молодой постановщик Константин Яковлев. По образованию он режиссёр музыкального театра и несколько лет был главным режиссёром Алтайского государственного музыкального театра. Поэтому неудивительно, что ТЮЗ под началом Яковлева уверенно встаёт на тропу музыки, песен и всяческого развлечения. Три премьеры этого сезона и планы на ввод в репертуар настоящего концерта это отлично подтверждают. Такой подход вызывает вопросы, но сейчас, когда нам всем не помешает немного развлечения, эти вопросы можно немного попридержать.

Первая премьера сезона в ТЮЗе — «Золушка» (6+) в постановке хореографа Ирины Ткаченко. Премьера её состоялась в конце ноября 2021-го, и тогда эта трактовка всем известной сказки смотрелась как отличная новогодняя история, а сейчас это выглядит просто как очень хороший спектакль для аудитории возрастной категории 6+. Эта «Золушка» очень красочная, стильная (сценография и костюмы – Алексей Паненков, музыка – Евгения Терёхина, видеоарт – Наталья Наумова, свет – Евгений Козин) и обладает элегантностью механических часов с фигурками на ратуше какого-нибудь старого европейского города.



Что неудивительно, ведь инсценировка решена драматургом Ильёй Губиным через тему времени благодаря вводу нового персонажа – месье Бома, некоего волшебного существа, отвечающего за ход времени и общающегося с Феей. Кстати, в образе крёстной и скрыта одна проблема этого спектакля. Вернее, в его исполнении Викторией Ельцовой. Её Фея порой выглядит слишком «прелесть какой дурочкой». Это безумно мило, но ещё чуть-чуть и такое решение образа могло бы раздражать. И то же можно сказать про весь спектакль. Он чрезвычайно, необычайно, невероятно милый, обаятельный и трогательный. Почти с перебором. Перегни авторы с добротой ещё чуть-чуть, и эта «Золушка» превратится из искреннего высказывания в натужную тюзятину. К счастью, этого не происходит, что и делает «Золушку» хорошим спектаклем для детей. А доброты и милоты в наши дни много не бывает.



Второй спектакль – «Две дамочки в сторону Севера» (16+). Поставлен он по мегахитовой пьеса Пьера Нотта, которая идёт примерно везде. И вот до неё добрался наш ТЮЗ. Популярность этой французской пьесы легко объяснима, ведь в ней всего две героини «в возрасте» – сёстры Аннета и Бернадетта. А в любом театре мира найдутся две возрастные актрисы, которым достаточно дать хорошую роль и тогда они всем покажут класс. В «Двух дамочках…» такие роли есть. Ведь две сестры за разговорами про бесцельно прожитые годы, ссорами и разными шалостями едут во французскую глушь, чтобы подзахоронить прах матери в могилу отца. Вот только эту могилу на огромном кладбище ещё отыскать надо.

Понятно, что это крайне актёроцентричный материал и от исполнительниц тут зависит практически всё. В ТЮЗе «Две дамочки в сторону Севера» играются двумя составами. В одном играют Ксения Жаркова (Аннета) вместе с Анной Демаковой (Бернадетта), во втором – Сюзанна Калашниченко (Аннета) и Татьяна Пешкова (Бернадетта). Я видел только последний состав, и это высокопрофессиональные и сверхкомпетентные работы. Перед зрителем предстают героини помоложе, чем это прописано в пьесе, но между актрисами возникает отличная химия. Кажется, так и должны выглядеть отношения двух людей, которые бок о бок прожили почти всю жизнь и у них за это время накопилось друг к другу всякого.



Но режиссёр Алексей Тишура решил взаимоотношения сестёр обильно проиллюстрировать различными эффектами и художественными решениями. Например, героинь с самого начала непрерывно сопровождают ангелы в белом, но со временем оказывается, что это не просто ангелы, а ожившие кладбищенские статуи. И вообще, по сути, действие и происходило на кладбище (сценография и костюмы – Надежда Осипова). Сперва на условном кладбище прожитого, а потом на вполне реальном.

Видимо, так этот спектакль пытается говорить о сложных вещах вроде отношений в семье и смерти со свойственным французскому искусству сочетанием лёгкости, стиля и мрачности. С лёгкостью и стилем у этих «Двух дамочек…» всё более чем в порядке, а вот с мрачностью и тяжёлыми вопросами выходит не очень. Белые ангелы, французский рэп, гигантская нога условного отца (не спрашивайте) просто всё забивают. Хотя мораль, что с кладбища, в которое превращена жизнь, можно выбраться, причём вместе с близким человеком, сообща крутя педали тандема, безусловно похвальна. Жаль, что не так сильна, как могла бы быть.


Наконец, третий спектакль ТЮЗа поставлен самим худруком театра Константином Яковлевым. Это мюзикл-ревю композитора Кима Брейтбурга и автора либретто Карена Кавалеряна «Дубровский» (12+). Это франшизный спектакль, который много где идёт по стране. В Перми за соответствием франшизе следила музыкальный руководитель и супервайзер Валерия Брейтбург.

Мюзикл этот получился причудливым, чем, собственно, весьма неплохо развлекает. Своим граничащим с карикатурой немного гиперболизированным изображением персонажей Пушкина, простенькими рифмами в духе «бумажка – букашка», множеством однообразных, состоящих буквально из пары повторяющих движений танцев (автор хореографии – Николай Андросов, хореограф – Юлия Михайлова), музыкой и прочими элементами «Дубровский» напоминает мультик. Причём местами это советская мультипликационная экранизация русской классики, и тогда спектакль выглядит очень хорошо. А местами это современные российские 3D-поделки. Тогда спектакль… ну вы сами понимаете.



Но как раз эта мультяшность и сопровождающие её задор и яркость – главный элемент развлечения. На это просто очень весело смотреть. Даже довольно кринжовый рассказчик-Пушкин по-своему забавен. Добавляют веселья и артисты ТЮЗа (а задействована почти вся труппа и даже студенты), которые отлично поют, зажигательно танцуют и с явным удовольствием изображают своих карикатурных персонажей. Актёрам театра в кайф играть этот спектакль, поэтому их энергия и драйв легко передаются зрителю.



Вот только идёт «Дубровский» больше двух часов, за которые даже весёлый мюзикл начинает немного утомлять. И ещё он зачем-то пытается раскрыть тему смерти, что посреди весёлости выглядит диковато. И если то, что Дубровского в конце убивают, это ещё ничего, то сцена, где крестьянин радостно поёт, как хочет сжечь исправников, пока за его спиной СЖИГАЮТ ИСПРАВНИКОВ, – это уже перебор. Всё-таки очень странно, когда добрый и весёлый мультик вдруг превращается в «Бесславных ублюдков». Но и этот неожиданный диссонанс может по-своему развлечь. И повторюсь, как развлечение этот мюзикл очень даже работает.


Расскажите друзьям: