Мастера гостеприимства. Капельдинеры

Мастера гостеприимства. Капельдинеры

16 мая 2021

Театр начинается с вешалки. Авторство этой известной фразы приписывается К.Станиславскому. Гардеробщики и контролеры билетов и в самом деле первыми встречают зрителя. 

Театральные служители в небесного цвета форме в нашем ТЮЗе называются немного старомодно – капельдинеры. Они проверяют билеты при входе в театр, продают программки, помогают найти место в зрительном зале и следят за порядком во время спектакля. Об особенностях этой профессии рассказали Людмила Анатольевна Пикулева, Екатерина Суменкова и Полина Фролова. 

Чего не видит зритель… 

За час до начала спектакля открываются двери в театр. Значит, все должно быть готово к приему гостей – зрителей. К этому времени капельдинеры успевают смахнуть пыль с портретов актеров и фотографий спектаклей, протереть банкетки, отметить в программках фамилии исполнителей в сегодняшнем спектакле, задвинуть шторки на запасных выходах около сцены, снять защитные чехлы с кресел в зрительном зале, проверить чистоту. И с появлением первого зрителя включить свет в фойе. 


Ключи от главного входа, от дверей в зрительный зал, от запасных выходов. Фото Р. Горбатовского

Обычно на спектакле в периоды полной заполняемости зала (376 человек) работает 9 человек – 4 в гардеробе и 5 капельдинеров. В период пандемии, когда зал заполнен частично, число сотрудников уменьшилось. 


Капельдинер проверяет билеты. Фото Р. Горбатовского

«Точка» входа… 

В театре есть так называемые «точки» - места, где стоят капельдинеры. Две из них – на входе. Здесь у зрителя измеряют температуру бесконтактным способом, следят, чтобы у всех была маска (при необходимости выдают) и только после этого проверяют билеты – электронные сканируют, у бумажных отрывают контроль. Если вы думаете, что это легкая задача, вы ошибаетесь. 


Бесконтактный термометр, сканер и планшет — орудия труда капельдинеров. Фото Р. Горбатовского

По выходным, когда в афише стоят два или три спектакля, бывает, что зрители путают время, приходят с просроченными билетами и даже с билетами в другой театр, обычно в Театр кукол. Так что бдительность – прежде всего. Капельдинер должен внимательно проверять дату, время и название спектакля. Но бывают и совсем непредсказуемые ситуации.

- Однажды к нам пришла бабушка с внучкой, - рассказывает Людмила Анатольевна Пикулева, - я оторвала корешок билета, они прошли в зал; там женщина достала из сумки старые билеты с какого – то концерта и начала искать места, которые были указаны в них. Естественно, эти места оказались занятыми. Она подошла к главному администратору, который увидев незнакомые билеты, спрашивает у меня, как я пропустила их с такими билетами… Оказалось, что пожилая женщина просто перепутала, и нужные билеты лежали в другом кармане сумки. 

Что же касается опоздавших… Двери в театр закрываются через 20 минут после третьего звонка. Тех, кто застрял в пробке или перепутал время начала спектакля, конечно, пустят в зал и посадят так, чтобы не мешать актерам и другим зрителям. Если же билет оказался неиспользованным (заболели, например), то он может стать входным (без указания места) на другой спектакль, каждый такой случай согласовывается с главными администраторами. 

Искусство безопасности… 

Пока одни встречают зрителей на входе, другие наблюдают за порядком в фойе первого и второго этажей. Один из капельдинеров стоит около лестницы и следит, чтобы люди не поднимались в зал с большими рюкзаками и едой из буфета.

- Мы следим не только за порядком, но и за безопасностью, поэтому просим оставлять большие сумки и рюкзаки в гардеробе, - добавляет Людмила Анатольевна.

Да, безопасность зрителей – тоже сфера ответственности капельдинеров. На время спектакля они открывают все запасные выходы и в случае чрезвычайной ситуации знают, кого куда эвакуировать. 


Капельдинер Людмила Пикулева готова к встрече гостей. Фото Р. Горбатовского

Но вернемся к обязанностям. Еще один человек встречает гостей на втором этаже и продает программки к спектаклям, книги и театральные буклеты. И, наконец, еще один человек находится непосредственно в фойе второго этажа и следит за порядком в этой зоне. 

Бойкое место – зрительный зал

После первого звонка открываются двери в зрительный зал и зоны ответственности капельдинеров меняются. Двое переходят в зал, где помогают публике рассаживаться на места. Любопытные дети часто запрыгивают на сцену, интересуются, что такое «запасный выход», так что капельдинерам надо иметь сто глаз, чтобы уследить за каждым неугомонным малышом. 


В зале капельдинеры следят за порядком. Фото Р. Горбатовского

Во время действия капельдинеры тоже следят за порядком: чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не нарушали тишину, не пачкали кресел. Тишина в зале очень важна, так как актерам тяжело работать, когда их не слышат. Головная боль – мобильные телефоны. Звонки во время спектаклей мешают не только актерам, но и зрителям. Если по каким-то причинам вы не можете отключить звук мобильного телефона, обратитесь к капельдинерам, они обязательно вам помогут.

- Бывают разные ситуации, - продолжает рассказ Людмила Анатольевна Пикулева, - сегодня дети так разбегались, что чуть не уронили стенды в фойе. Но дети есть дети, конечно. Самое главное, чтобы они в зале спокойно сидели. Иногда приходится пригрозить, что директорам будем жаловаться, тогда они затихают. 

- Сегодня, например, очень шумный зал был, - подхватывает Екатерина Суменкова. - Много классов, все разговаривали. Вообще, дети 10-15 лет - самые озорные, маленькие еще слушаются, взрослые всегда сидят тихо во время спектакля.

Разные курьезные ситуации делают работу капельдинеров неповторимой. Бывает, что люди порой засыпают на спектаклях. Дети пристраиваются на коленки к родителям, а взрослые начинают дремать с телефоном в руках. Екатерина поделилась просто невероятной историей. 

- Однажды во время «Мертвых душ» нетрезвый мужчина искал выход из зала и зашел в запасную дверь, которая находится рядом со сценой. Долго его не было, а когда вышел – начал шуметь, что-то говорить. Тогда Александр Смирнов, который в это время был на сцене, начал с ним разговаривать, не выходя из роли. Мужчину, конечно, вывели, а зрители ничего не заметили. Но ситуация мне очень запомнилась.

Иногда капельдинеры принимают непосредственное участие в спектакле. Например, они играли роли стюардесс в «Лондоне». До третьего звонка в форме бортпроводников они как всегда встречали публику в фойе, а в прологе спектакля, когда закадровый голос сообщал зрителям о правилах поведения на борту воздушного лайнера, театральные стюардессы демонстрировали направления выходов, световые дорожки и прочие действия, которые выполняют в самолете их реальные коллеги. 

Но чаще всего во время спектаклей капельдинеры помогают артистам, когда тем приходится выходить из зрительного зала, например, в спектаклях «Предместье», «Питер Пэн» - открывают им двери и потом закрывают. 

- На «Продавце дождя» мы открываем дверь, чтобы в зале был слышен гром. Открыть дверь - это вообще особая наука, - замечают девушки, - нужно делать тихонечко, чтобы ничего не было слышно. Иногда приходится несколько раз открывать двери во время спектакля. 

Спектакль окончен… 

Но вот спектакль окончен. Последний зритель вышел из театра. Капельдинеры вновь проверяют зрительный зал: убирают крупный мусор, закрывают кресла чехлами. Если вдруг находят забытые вещи, передают их в кассу. Чаще всего это головные уборы, телефоны, мягкие игрушки, а однажды оставили ключи от машины! 

Когда все проверено, капельдинеры запирают все двери и только после этого снимают небесного цвета униформу. 


Спектакль окончен. Капельдинеры гасят свет в фойе. Фото Р. Горбатовского

Кстати, капельдинеров Пермского ТЮЗа легко отличить от других сотрудников именно по внешнему виду. Не так давно им пошили новую форму – юбки, жилеты. Кроме того, у них есть поясные сумки, предназначенные для программок, фирменные шарфики и бейджи. 

Работать с людьми не все могут… 

На первый взгляд может показаться, что работать капельдинером легко, но на самом деле, как и в любой профессии здесь есть свои сложности. Капельдинеры проводят в театре много времени, большую часть из которого взаимодействуют с людьми разных возрастов, темпераментов, характеров. 

- В работе с людьми важно терпение, - говорит Людмила Анатольевна. 

Стрессоустойчивость, доброжелательность, общительность, тактичность – важнейшие качества, которыми обладают капельдинеры.

Работа капельдинера непростая еще и в физическом плане. Эти люди, как уже было сказано, приходят в театр за полтора часа до начала спектакля, а уходят практически последними. А если два или три спектакля… И все это время они проводят «на ногах». 

- Эта работа не для всех, - признаются Полина и Екатерина, - было такое, что люди устраивались работать капельдинерами, а через пару недель уходили, просто потому что с людьми работать тяжело, и физически нужно быть очень выносливым.

Девушки отмечают, что самое сложное в работе – первые несколько недель, а после уже адаптируешься и наслаждаешься процессом. У каждого капельдинера есть любимые точки. Например, Екатерине нравится встречать гостей на второй двери (со стороны буфета). Полина с легкостью находит общий язык с детьми, потому что у нее есть две младшие сестры. А Людмила Анатольевна всегда с удовольствием встречает зрителей в фойе второго этажа, где продает программки. И несмотря на все сложности, все они рады находиться в центре театральной жизни, чувствовать неповторимую атмосферу Пермского ТЮЗа, одними из первых узнавать о новостях театра – о новых актёрах, постановках… Ко всему прочему, у капельдинеров есть прекрасная возможность – смотреть любимые спектакли ТЮЗа и знать театр изнутри.

Как стать капельдинером… 

Людмила Анатольевна Пикулева – старший контролер, в ТЮЗе работает уже 10 лет, поэтому отлично знает все тонкости своего дела. 

- Я стала капельдинером совершенно случайно. Вышла на пенсию, шла мимо театра, увидела объявление, решила зайти и спросить. Оказалось, требуются контролеры. Пришла к главному администратору, и меня взяли в театр, - рассказывает Людмила Анатольевна.

Екатерина Суменкова и Полина Фролова – студентки, совмещают работу в театре и учебу. Екатерина пришла в театр три года назад, а в прошлом году привела в ТЮЗ Полину. Среди капельдинеров сейчас много студентов пермских ВУЗов. Для того чтобы стать капельдинером, необходимо связаться с администрацией театра и договориться о собеседовании.

В завершении рассказа вернемся к знаменитой фразе «театр начинается с вешалки». Между прочим, гардеробщики тоже относятся к службе капельдинеров. Так что это утверждение верно вдвойне. Капельдинеры – важная часть коллективного искусства, каким является театр, от них зависит самое первое впечатление, которое получает зритель, перешагнув порог Пермского ТЮЗа. И потому, они берут на себя огромную ответственность, надевая элегантную небесного цвета форму с бейджем на груди. 

Материал подготовила член Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Кристина Верхокамкина

Расскажите друзьям: