Мир глазами актёра

Мир глазами актёра

27 марта 2023

«Ну, как сходил в театр?» – спрашиваем мы. И человек обычно начинает рассуждать об оригинальности или пресности сюжета, игре актёров, высказывать мысли о смысле постановки. Но однажды в ответ на расспросы о спектакле мы услышали: «А мне было так жалко героиню, которая стояла пять минут неподвижно и смотрела в одну точку. У неё, наверное, руки и ноги ужасно затекли». Достаточно необычный ответ, cогласись? Ведь мы всегда много рассуждаем о смысле постановки, но редко надолго задумываемся о работе людей, без которых театра бы не было.

А что сами актёры думают о театре? Как играют нелюбимые роли? Боятся ли они выходить на сцену и что думают о зрителях? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы взяли интервью у актрисы пермского ТЮЗа Елены Бычковой. Так что предлагаем прямо сейчас посмотреть на театр со стороны сцены, заглянуть за кулисы и даже в мысли актёрам.

Итак, отправляемся в путешествие!

— С чего начинается работа в театре? Сложно ли вам было в начале карьеры?

— Сложно – не то слово. Было волнительно. Но мы учились при театре, наблюдали артистов на сцене, смотрели каждый спектакль. Я выступаю с раннего детства, поэтому не помню, чтобы боялась сцены, мне всегда туда хотелось! Волнительно выходить не просто на сцену, а именно «на зрителя». Но из-за того, что я с детства играла в серьёзных спектаклях, мне было не сложно, мне было интересно. И до сих пор этот интерес остаётся, чему я очень рада.

— А как бороться с возникающим при выходе на сцену волнением? Ведь для зрителей актёры всегда такие уверенные…

— Ой, это очень сложно, есть много разных техник, о которых я рассказываю детям, но всё равно сама волнуюсь до сих пор. Я сама с собой разговариваю, успокаиваю себя. Можно вздохнуть три раза глубоко. Но вообще надо быть уверенным перед выходом на сцену, а для этого надо всё знать, помнить. А чтобы всё помнить, ты должен сам себя натренировать, ты должен работать, репетировать много-много-много. Репетиция – моя любовь.

Вот так вот, оказывается, дело в тренировках и уверенности в том, что ты всё знаешь. Пожалуй, это пригодится не только в театре, так что бери на заметку! А мы едем дальше.

— Значит, актёрам тоже волнительно выступать на публике. А чувствуют ли актёры зрителя со сцены? Взаимодействуют с ним?

— Мы обязательно взаимодействуем. Мы же ради зрителя всё это делаем. Конечно, каждый раз приходит новый зритель, люди, совершенно друг с другом незнакомые. Но это чудо театра: они как одно целое. И актёр чувствует зрителя. То вдруг возникает ощущение, будто в зале какой-то робкий зритель, он боится аплодировать, боится вздохнуть. А иногда в зале попадается человек, который бурно на всё реагирует, и за ним все начинают так реагировать. Зритель – немного толпа, и все мы знаем, что нельзя идти у толпы на поводу. Но иногда артист начинает поддаваться. Чувствует, что что-то такое сказал, и зритель отреагировал: «Ха-ха-ха». И артист продолжает. Так нельзя, это плохо. Надо слышать зрителя: реагирует – не реагирует. Но не ходить на поводу, потому что иногда зритель бывает не очень умный, палец покажи – ему смешно. А если история не про это – не надо.

— Какими ещё качествами должен обладать хороший актёр?

— Должны быть определённые способности. Многим кажется: «Сейчас мне подскажут, и я тоже смогу выйти на сцену». К сожалению, не каждый может быть актёром. Но в первую очередь хороший актёр должен быть дисциплинированным. Он должен быть физически здоров. Вообще, мы все в театре люди больные (улыбается)… Но надо быть здоровым, поэтому следите за своим здоровьем! Нужно быть всесторонне развитым. Я вам открою большую тайну: просто так человек не может стать артистом. Нужно учиться музыке, танцам, технике речи, а над речью работать особенно, потому что в Пермском крае мы разговариваем с нашим уральским акцентом, который ужасно звучит на сцене. И просто надо быть очень любопытным человеком, любознательным.

— А как актёру справиться с ролью, которая ему не нравится? Были ли у вас нелюбимые роли, и как вы их играли?

— Конечно, были. У нас театр репертуарный: вывешивается приказ, там прописано, кому какая роль, никто с нами не советуется. Поэтому встречались такие постановки и режиссёры, с которыми не очень хотелось работать. Но это наша работа. Приходится искать в этом персонаже, этой роли что-то интересное, найти что-то близкое для себя. И за эту маленькую ниточку цепляться, потому что я не могу сыграть роль, если я её не полюблю. К сожалению, приходится полюбить нелюбимого. Такова моя профессия.

— Не без неприятностей. А что в вашей профессии для вас самое дорогое, ценное?

— В первую очередь эту профессию нужно любить. Если не любить, если есть какие-то сомнения, то ничего не получится. А когда любишь, то полностью ей отдаёшься, всегда мыслями в профессии, это круглосуточная работа и самоотдача. Порой этого не выдерживают другие люди, но если ты это любишь и ты «отравлен» профессией, то это и есть самое дорогое, самое ценное, нужное для актёра — любить свою профессию. И, как говорят хорошие актёры, «служить профессии правдой».

— Когда вы сами оказываетесь на месте зрителя, меняется ли что-то в вашем восприятии спектакля?

— Конечно. Но я не могу смотреть спектакли как обыкновенный зритель, мне от этого плохо. Фильм могу, когда очень хороший. Когда в филармонию приезжал Денис Мацуев, я ходила как нормальный зритель, слушала. А спектакль не могу. Сразу вижу то, не вижу это. Иногда вижу: классно играет, а иногда как-то всё не очень.

— Сейчас на сцене всё чаще мы видим спектакли на современный лад. Как вы к этому относитесь?

— Да, это сейчас модно, переписывать и Шекспира, и Мольера, и Островского, и Чехова ставить на новый лад. В классические произведения мы добавляем телефоны, телевизоры, пылесосы, переносим всё в другую эпоху. Как я к этому отношусь? Знаете, что бы режиссёр ни придумал, должно быть интересно. Можно добавлять современность так, чтобы было интересно и красиво, а не так, что хочется отвернуться, глаза опустить. Бывает клёво придумано: добавили современность, и пусть, если она не отворачивает от спектакля. Если не думаешь: «При чём в постановке Чехова сотовые телефоны?» Классика – это, конечно, классика. Её не надо переделывать, но прочитать по-новому можно. Для этого режиссёру нужно понять автора, в первую очередь. Ведь что-то же он написал. Пусть и сто лет назад, но создал же он историю. Что он хотел сказать? Не нужно его переписывать. Если ты хочешь переделать, так напиши свою пьесу. Но чтобы современному человеку, особенно если это ставится для подростков, было интересно, можно немножечко модернизировать, прочитать по-современному. Но со вкусом, с умом.

— О серьёзном поговорили. Можете теперь рассказать какой-нибудь забавный, а может, поучительный, случай из вашей работы?

— Смешных случаев очень много происходит каждый день, но в основном они понятны только нам, артистам в театре, потому что это, может быть, какой-то внутренний, профессиональный юмор. Очень много моментов. Мне профессия тем и нравится, что каждый день не похож на предыдущий, постоянно что-то новое случается. Каждый день новый зритель, каждый раз спектакль проходит по-новому. Этим и интересна профессия, что ты не сидишь в офисе, не перебираешь бумажки, а делаешь что-то новое, много смеёшься. И смех помогает выживать, потому что работа очень тяжелая и физически, и морально.

Но если про поучительный… Был у нас один раз спектакль «Емелино счастье». И изначально там декорации были из фанеры: дворец, колонны, резная крыша. Я играла царевну Несмеяну, и когда мы уезжали с Емелей на печке за кулисы, мы на печке и сидели, потому что через 2 минуты надо было обратно выезжать. И вот только мы уехали, как падает вся фанерная конструкция на сцене. В этот момент половина сцены была перекрыта кулисой, а декорация упала прямо перед нашим носом, немного нас задев с Емелей. Выбегают монтировщики, быстро всё убирают. Все ахнули, охнули, засмеялись, потому что настолько было быстро сработано, всё убрано. Мы с Емелей были в шоке, нам было и страшно, и весело, что мы всё-таки остались живы. Мы выезжаем на этой печке и как ни в чём ни бывало продолжаем петь, завершать спектакль. А зритель ничего не понял. Профессия учит вот так собраться в нужный момент. И после этого случая декорации заменили на тряпичные.

— И напоследок. Опишите театр одним словом.

— Семья.

Вот такое получилось путешествие. Актёр – это не просто человек, который играет на сцене. У него особенный образ жизни, особенное мышление и видение мира и сложная, но такая интересная профессия. Мир сцены и взгляд на мир со сцены – настоящие загадки. И сегодня мы к ним прикоснулись.

Автор: Оля Олехова

Юнпресс-Пермь


Расскажите друзьям: