Первым спектаклем Пермского театра юного зрителя в этом сезоне стала «Первая любовь». Премьера довольно точно следует одноимённой повести Ивана Сергеевича Тургенева, удачно переплетая её сюжет с другими произведениями классика. Благодаря этому «Первая любовь» получается спектаклем не только и не столько о первом светлом чувстве, сколько о молодости — времени, когда это самое чувство приходит. Поэтому постановка вышла очень воздушной и романтичной. Даже слишком.
Постановщик «Первой любви»
В этот раз Дмитрий Заболотских поработал с прозой Ивана Сергеевича Тургенева, выстроив свой новый спектакль на основе повести «Первая любовь». К ней режиссёр добавил фрагменты из нескольких произведений классика
В её центре - «юноша бледный со взором горящим» Владимир (Степан Сопко), стоящий на пороге детства и юности. Осенью он пойдёт в университет, но летом, за городом он впервые в жизни влюбляется
Правда, жестокость
«И Оредежь, и нежный, влажный май,
И парк с беседкой, и роман с соседкой —
Бесповоротно возвращенный рай,
Где он бродил с ракеткой и рампеткой».
Только тут не возвращённый рай, а Россия, которую мы вроде как потеряли. Вернее, её конкретная часть
Эта молодая лёгкость передаётся не только через режиссёрские и драматургические решения, но и через сделанную главной художницей ТЮЗа Алёной Исаковой сценографию. Её основной элемент
Определённая лёгкость и есть и в том, как работают артисты. Некоторые роли, вроде матери Зины и её слуги Вонифатия (Николай Фурсов), выстроены и сыграны откровенно комедийным образом. Много комедийного есть и в том, как работает исполнитель главной роли Степан Сопко. Его Владимир получается смешным, немного наивным и застенчивым, но при этом очень ярким и энергичным рассказчиком всей истории. Весёлый и открытый Владимир контрастирует со своим серьёзным и загадочным отцом Петром Васильевичем. Когда играющий его Иван Донец начинает ни с того ни сего читать тургеневские стихи в прозе, этот герой обретает какие-то мистические черты, отчего становится более интересным.
Но, разумеется, особое значение имеет то, как сыграна роль Зины. Ведь, как рассказывает сам Дмитрий Заболотских, этим спектаклем он хотел развенчать миф о «тургеневской девушке» как о некоем исключительно светлом и добром персонаже. И это получилось. Да, Зина Ксении Жарковой
К сожалению, сказать то же о самом спектакле нельзя. Дело в том, что «Первая любовь» ближе к середине немного заигрывается со своим юмором и легковесностью, отчего не может выйти на нужный настрой к концу истории, где, на секундочку, случается сразу несколько смертей и разрушенных судеб. От такого резонанса финал получается излишне мелодраматичным и немного натянутым. Также смазывает всё впечатление от спектакля то простецкое визуальное решение, которым он заканчивается
Но всё это происходит только под конец двухчасового спектакля. Всё остальное время «Первая любовь» на редкость правильно работает и с материалом, и со зрителем. По большей части веселит, а кое-где предлагает и взгрустнуть. В общем, позволяет испытать довольно сильные и яркие эмоции. Почти как настоящая первая любовь.