«Мой бедный Марат» в Пермском ТЮЗе

«Мой бедный Марат» в Пермском ТЮЗе

13 апреля 2020

«Мой бедный Марат» - одна из самых лиричных пьес Алексея Арбузова Минимум действующих лиц, да и самого действия немного. Гораздо важнее то, что происходит внутри персонажей, события не вокруг них, а в глубине их самих.

«Мой бедный Марат» стал постановочным дебютом выпускника театрального училища им. Б. Щукина, актера ТЮЗа Сергея Петренко. Режиссер и исполнители ролей – Владимир Кукшанов, Лариса Сыпко и Владимир Устинов - решили взяться за спектакль, в котором есть что играть, есть над чем думать, о чем спорить.

Постановщик так определяет тему своего спектакля: «Наш рассказ – о личной ответственности каждого человека за свою судьбу. Три совершенно разных характера, три несложившихся судьбы. Каждый из героев допустил в прошлом ошибку и теперь должен найти в себе силы и исправить ее».

Вместе с Ликой, Маратом и Леонидиком зритель пройдет 17 лет жизни, не геройской (хоть в пьесе один из них и Герой Советского Союза), а обычной жизни, которая и интересна своей обыкновенностью. Весна 42-го года, весна 46-го, зима 59-го, Ленинград – так автор обозначает время и место действия. Времени событий даже их точным датам Арбузов придает здесь особенное неповторимое значение. Конец марта сорок второго – самое страшное время ленинградской блокады, когда усталость осадной зимы и голодное истощение – на пределе. Именно в те дни и недели людей сотнями тысяч повезли в мёрзлые траншеи Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Как раз в те дни, когда последние силы оставляли многих, находят друг друга герои пьесы, люди очень разные, но каждый по-своему нуждающийся друг в друге. История их дальнейших отношений и составляет содержание пьесы. Они были разными уже тогда в блокаду. И хотя трудно представить себе верность большую, чем та, что скреплена последним разломленным кусочком блокадного хлеба, герои пьесы разными путями ищут своего места в жизни, стремятся «понять самих себя», осуществить то, что в них заложено. Марат Евстигнеев, сын морского пехотинца, мечтает о фронте, о подвигах, но каким-то особенными чутьем понимает, что до поры он крайне нужен своим друзьям здесь – и окончательно ослабевшему Леонидику, и Лике, которая утратила веру в себя. Поставить их на ноги морально, помочь им стать в строй, а для этого не показать, как трудно тебе и плохо, - эта цель становится для Марата его блокадным подвигом. Потом, после фронта, будет у него пожизненная мечта – строить мосты, «самые совершенные сооружения, соединяющие берега и людей». Но чудаковатая юношеская застенчивость, заставлявшая врать, выдумывать себе романтические подвиги в осаждённом Ленинграде, осталась на всю жизнь. В. Кукшанову хорошо удается подать ее и как мальчишескую замкнутость в первом действии, и как умную деликатность зрелого человека – в последнем.

Иную застенчивость слышим мы в голосе Леонидика (В. Устинов), который привык говорить о себе в третьем лице – все от смущения. У него достаточно оснований для пессимизма, а у нас – чтобы пожалеть его. Но подозрительно, когда предмет для жалости предлагает себя так нарочито. Вот Леонидик сознается Лике, что хотел бы быть… нет, не поэтом, это уже слишком громко, а «сочинителем стихов».

Время показало, что в жизни слабого душой человека это превращается в программу: «Мне лишь бы только…». И вот он в первый же год после войны достаточно уверенно именует себя поэтом и хочет пригласить Лику в не особенно дешевый ресторан «реализовать» первый гонорар. «Что, стихи напечатали?» «Нет, - с апломбом отвечает Леонидик, - стихотворный фельетон на коммунальные темы».

Понятно психологически, почему Лика предпочла его, невезучего, потерявшего на войне руку за несколько дней до капитуляции Японии. Л. Сыпко точно передает раннюю женскую мудрость своей героини, готовность пожалеть человека, который нуждается в ее помощи. Здесь как-то забываешь о медицинской профессии Лики и думаешь только о характере русской женщины.

Марат и Леонидик – два в чем-то очень похожих и в то же время противоположных человека. Из-за этой похожести и противоположности они тянутся друг к другу, по-мужски сурово и честно любят друг друга. И расстаться они должны из-за любви к одной девушке – Лике, характер которой, словно лакмусовая бумажка, отражает качества того, кто влияет на нее в данный момент.

Арбузов прибегает к интересному приему: отдавая Лике большую часть сценического времени, он тем не менее отводит ей подчиненную роль, призванную глубже раскрыть мужские характеры. В пьесе много говорится о мостах и реках. Так вот, прибегая к этому сравнению: Лика – словно изменчивая, текущая река, Марат и Леонидик – берега, которые не существуют друг без друга, но которым не суждено соединиться.

В пьесе Арбузова происходит странная метаморфоза: Леонидик, поэт по профессии, гораздо прозаичнее и приземлённее Марата, выбравшего самую земную профессию – строить мосты. Через ошибки, срывы и даже отступления от самого себя идет Марат к своей мечте и своей судьбе.

Да, на этом пути Марата не ждут лавры и звуки фанфар. Нетрудно понять это. Ведь именно Марату принадлежат главные слова: «Странный сон приснился мне сегодня… Я стою на огромном мосту, он не достроен, а я должен закончить дело. А вокруг отчаянный ветер… Я оглядываюсь по сторонам и вижу оба берега: на одном мое детство – первомайские парады, линкор «Марат» и отец со своими друзьями… а на другом – мир после войны, новая жизнь... А я стою на недостроенном мосту, волны все сильней, все выше, и я не могу соединить берега», но уже от одного его присутствия вдруг выпрямляются Лика и Леонидик, и неожиданно звучат слова Леонидика: «Никогда не изменять нашей зиме сорок второго,.. да?», - которые продолжит Марат: «И не спускаться на землю… Никогда…»

Театр и четверо его актеров сделали хорошее дело, познакомили пермского зрителя с интересной, глубокой пьесой. Они привели ее героев к молодежи заставив задуматься над сложными и нужными проблемами.

По материалам статей Л. Каргопольцевой «Здравствуй, «Бедный» Марат»! («Молодая гвардия», 10 ноября 1972 г.) и В. Воловинского «Поверить в себя» («Вечерняя Пермь 31 октября 1972 г.).

Подготовила Алла Гурина

Расскажите друзьям: