Найти отклик в зрителях

Найти отклик в зрителях

21 февраля 2024

Артём Агеев – о жизни, развитии ТЮЗа и премьерах

Еженедельник «Аргументы и факты», №8. АиФ-Прикамье 21/02/2024

В этом году Пермский театр юного зрителя ждут важные события. ТЮЗ перешёл в краевую собственность и в декабре готовится отпраздновать свой 60-летний юбилей. Один подарок уже получен. 1 февраля состоялся первый спектакль на малой сцене, построенной на улице Пермской.

О новой жизни ТЮЗа, предстоящих премьерах и необычном пути в профессию «АиФ-Прикамье» рассказал директор театра Артём Агеев.

Прятался на чердаке

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Почему вы решили связать своё будущее с театром? Это была мечта?

Артём Агеев: Я об этом не мечтал. Мой путь в театр был немного странным. Всё началось со школьной скамьи. Я был парнем весёлым и особо не хотел ничем заниматься, что не давало покоя моим родителям. Мама отвела меня в Дом пионеров («Муравейник»). Мы пришли к завучу с вопросом, какие есть кружки. Мне хотелось проводить дискотеки, но оказалось, что я слишком мал – в этот коллектив принимали с 14-15 лет. Мне предложили записаться в театральную студию. Я согласился и впоследствии с удовольствием её посещал. Потом я вырос, и моё сотрудничество с Дворцом пионеров закончилось. Я снова наслаждался жизнью, пока мама не пришла и не сказала: «Во дворце им. Свердлова идёт набор в театральную студию. Тебе же это нравится. Иди!». Я согласился. Уже в этой студии я решил, что мне нужно поступать на актёрское мастерство в театральный институт Москвы.

– Что из этого вышло?

– Я хотел поехать в столицу сразу после школьных выпускных экзаменов. Родители были не очень согласны с этим. Мы поконфликтовали, и я ушёл из дома. Жил на чердаке (найти незапертый в то время было не так-то просто) и параллельно сдавал экзамены в школе. Потом родители меня всё-таки нашли и разрешили ехать в Москву. Я отправился в столицу почти без подготовки (в поезде учил тексты). В результате не поступил и вернулся в Пермь. Знакомые посоветовали мне не терять времени и идти в местный вуз. Я поступил в университет на кафедру романо-германских языков, но мне не повезло с педагогом. Через год, чтобы забрать, наконец, документы, я ушёл в армию. Закончили обучение всего три или четыре человека с нашего курса.

– Поступать в московский вуз на актёрское мастерство передумали?

– Не передумал. Но когда я вернулся из армии, в столицу ехать было уже поздно (это было начало лета). Мне посоветовали поучиться в Пермском институте культуры (сейчас ПГИК), пока я готовлюсь к экзаменам в Москве. В результате я окончил этот вуз. Педагоги очень беспокоились о судьбе выпускников. Наш замечательный преподаватель Олег Тесленко договорился о прослушивании в ТЮЗе для нас. Я не хотел идти, но он сказал: «Помоги хотя бы ребятам показать отрывки из спектаклей на сцене». После просмотра нас пригласили на работу в ТЮЗ, где я с удовольствием трудился. Спасибо художественному руководителю Михаилу Скоморохову за то, что многому меня научил. Он давал профессию вживую, как говорят. 

– Как близкие отнеслись к вашей учёбе в институте культуры и работе в ТЮЗе?

– Я очень люблю готовить. И у меня это неплохо получается. Мама всегда говорила: «Ты так хорошо готовишь! Иди в кулинарный техникум!». Но в итоге вышло по-другому. В целом же родители всегда относились к моим решениям с вниманием и пониманием. Особого сопротивления не было.

– Какая роль была любимой во времена работы актёром в ТЮЗе?

– Мне очень нравилось работать актёром, и я любил все роли одинаково, не важно – для детей это был спектакль или для взрослых. Мне доставляло наслаждение выходить на сцену с тем или иным месседжем и получать ответную реакцию. В любой роли можно было найти что-то интересное. Моя творческая судьба была, я считаю, очень хорошая и счастливая. Мне повезло с театром и режиссёром.

ae98bbcd7b3751848c3b24a5c25f9bcc.jpg

16e6803feea0d68a27551e033cc1c52e.jpg

Уйти, чтобы вернуться

– В определённый момент вы покинули ТЮЗ. С чем это было связано?

– Мне было очень тяжело уходить из театра. Но так сложились обстоятельства. В стране были неспокойные времена, из-за экономического кризиса задерживали зарплату, которая и так была не очень высокой. Мама умерла, а папа попал в больницу – у него начал прогрессировать рак. Мне нужно было искать и покупать ему медикаменты. Это был очень сложный этап моей жизни. Я постоянно куда-то бежал и похудел так, что стал носить одежду 46 размера. Денег не хватало, а шабашить не получалось, поскольку в репертуаре ТЮЗа я был занят очень плотно. Пришлось уйти из театра, чтобы выжить. Художественный руководитель говорил мне: «Как же так? Мы хотим заявить тебя на звание “Заслуженный артист РФ”, а ты уходишь». Но выбор был невелик. Новую работу помог найти старинный друг – Андрей Кузнецов. Я стал стабильно хорошо зарабатывать.

– Как вы вернулись в театр?

– У меня всё выходит странным образом. В какой-то момент мне стало понятно, что невозможно вести предпринимательскую деятельность при постоянно меняющихся законах и правилах. Я устал от этого и решил уйти из бизнеса. Хотелось устроиться на работу в бюджетное учреждение, чтобы стабильно получать зарплату и жить спокойно. В тот момент заведующий труппой ТЮЗа уходила на пенсию. Художественный руководитель грустил по этому поводу. Бывшие коллеги предложили ему поговорить со мной. Я не утратил любви к театру и по приглашению художественного руководителя вернулся в ТЮЗ. Работал заведующим труппой, затем замдиректора, потом стал руководителем.

– По сцене не скучаете?

– Не скучаю. По знаку зодиака я Близнецы. Мы лёгкие, подвижные, без труда меняем одно занятие на другое, стремимся к новому. Нужно смотреть вперёд, а не назад. Я не живу прошлым и считаю, что это конструктивно для построения жизненного пути.

– Оправдала должность директора ТЮЗа ваши ожидания?

– Конечно не оправдала. Я уже сто раз себя отругал за то, что согласился на эту должность и решил реализовать какие-то свои идеи, а не сидел тихо, чинно и благородно. Возможно, сказалась какая-то моя неугомонность. Но мне хочется, чтобы театр становился лучше. Все мои проекты нацелены на то, чтобы ТЮЗ хорошо жил, имел пристойную материальную базу и функционировал, а сотрудникам было комфортно. Взять хотя бы новую сцену. У нас никогда раньше не было репетиционного зала. Для этого приспосабливались какие-то помещения. Проблема существовала много лет. Нам было жизненно необходимо помещение для репетиций, хотя бы небольшое. В итоге появилась малая сцена. Расчёт на то, что меня ждёт покой при стабильной зарплате бюджетника на посту директора, не оправдался.

– Три основные задачи на ближайший год в плане работы?

– Первая – осуществить полноценную интеграцию новой площадки в жизнь театра. Чтобы создать произведение, которое находит отклик в зрителях, нужно хорошо выставить освещение, декорации, поработать над звуком и так далее. Плюс само здание требует обслуживания. Там много сетей (вентиляция, отопление, водоснабжение, канализация, противопожарная система), которые необходимо освоить, чтобы они функционировали как положено. Кроме того, нужно «заселить» на малую сцену спектакли, сыграть там премьеры, хорошо и красиво отметить 60-летие.

– В прошлом году был конфликт с мэрией, связанный со строительством малой сцены и вопросами финансирования. Вы попросили губернатора перевести ТЮЗ в ведение краевых властей…

– Момент этот был, конечно, неприятным и обидным. Появилось ощущение, что всё, что мы делаем, нужно лично мне. Будто я для себя строю малую сцену. Кроме того, было очевидно, что необходимо дополнительное финансирование на содержание нового комплекса. Никаких сигналов от мэрии о том, что городские власти готовы оказать помощь, мы не получили. Было безумно обидно от понимания, что из-за нехватки средств через пять лет всё это начнёт «умирать». Использовать на эти нужды деньги, которые театр зарабатывает своей деятельностью, значит обескровить постановочную часть, урезать зарплату сотрудников. Это не по мне. А власти зажали нас в тиски, да ещё и выставили счёт за простой платной парковки из-за строительства малой сцены. Шутки не приходят на официальной бумаге. К такому уровню документооборота как к юмореске относиться не приходится. Я был просто в шоке. Не оставалось ничего, кроме как защищаться.

– Что изменилось после того, как ТЮЗ перешёл в ведение края?

– Пока рано говорить об этом. Но театр получил определённые гарантии относительно финансирования содержания нового комплекса. Остальное пока не очень понятно. Есть некоторые сложности в плане организационного процесса, потому что сейчас ещё начало года. Идёт смена формы собственности с муниципальной на краевую. Это непроторённая дорога. Пытаемся её пройти с минимальными потерями и максимальной выгодой для всех.

– Теперь у ТЮЗа есть новая сцена. Сложно было реализовать проект?

– Это всё время требовало какого-то подвига. Когда мы приступили к реализации проекта, сделали документацию, пришёл коронавирус. Закрылись все логистические центры, нельзя было закупить оборудование или материалы. Пришлось вносить изменения в проект. У здания театра статус объекта культурного наследия. Здесь много тонкостей с точки зрения землепользования, застройки вокруг. Была проведена просто гигантская подготовительная работа по обследованию и усилению близстоящих зданий. Потом ввели антироссийские санкции. Это тоже внесло свои коррективы. Я безумно благодарен подрядчику, инвесторам, краевой администрации за поддержку.

Если результат нашей работы мил жителям и гостям города, я безумно счастлив. Было очень смешно, когда только появились стены нового здания и внутри не было отделки. Мы ходили внутри с заместителем, который говорил: «Вот тут криво, а тут провод торчит…». А я просто радовался тому, что уже стоят стены. Ведь полтора года назад ещё ничего не было, и мне все говорили, что ничего не получится. А здание-то стоит! Я люблю Пермь и рад, что всё произошло в год 300-летия города. Мы выполнили большую тяжёлую работу, сравнимую с подвигом.

– Какие премьеры ждут зрителя в ТЮЗе в этом году?

– Ближайшая премьера – это спектакль «Птицы». Режиссёр – Татьяна Безменова (это наш главный режиссёр). Спектакль мы представим на новой сцене. У нас сейчас задача её насытить репертуаром. Там другое пространство, оно требует своего подхода. Часть спектаклей из текущего репертуара переедет туда. Плюс там будут новые. В их числе - «Барышня-крестьянка». В июне на основной сцене мы покажем спектакль «Тимур и его команда» по произведению Аркадия Гайдара. В этом году отмечается 120-летие со дня его рождения. Аркадий Гайдар работал в нашем городе, поэтому хочется сделать такую постановку. К 60-летию театра мы планируем выпустить спектакль «Театральный роман» по произведению Михаила Булгакова. Уже написана инсценировка. А к новому году ТЮЗ присоединится к классической традиции Театра оперы и балета и поставит «Щелкунчика».

Нужен талант

– Трудно ли сейчас молодым актёрам пробиться в театр? Нужна ТЮЗу новая кровь?

– Молодые актёры нужны всегда и всем, но конкуренция большая. Кроме того, в театрах существует штатное расписание, которое не растянешь. Но периодически кто-то выходит на пенсию, ставки освобождаются. Раньше актёрам было проще. К примеру, предоставлялось ведомственное жильё. Актёры ездили по стране и искали подходящее место (сейчас уезжают разве что в Москву или Санкт-Петербург, где готовы терпеть какие-то неудобства). Навыки, полученные ими в других театральных школах, переваривалась в общем котле театра. Это привносило в работу что-то новое, помогало стать лучше. Талантливые актёры очень нужны. Но попасть в любой театр непросто. Нужно доказать, что без тебя труппа не сможет работать. В ТЮЗе сейчас актёрские ставки заняты. Но всё может измениться. 

– Как родителям помочь ребёнку добиться успеха, если он хочет стать актёром? Главное желание или данные?

– Данные, конечно, нужны применительно к любой профессии. Понятно, что путём обучения и тренировки можно добиться ремесленного мастерства. Но дальше всё равно понадобится талант. Должно быть некое вдохновение, только тогда получается чудо. Актёрская профессия – одна из самых жёстких и болезненных в эмоциональном и психологическом плане, ведь она всегда задевает твоё нутро. Технике можно обучиться, но что потом? Всю жизнь говорить со сцены «Кушать подано!»? Такие роли есть, и они важны и нужны. Но ведь должно быть какое-то развитие. Театр – это не кино, здесь не работает схема типажей, как в фильмах.

Нет возможности делать по 500 дублей и выбирать лучший, а потом монтировать. В театре всё сиюминутно. Погода, давление, проблемы, люди вокруг. Всё это сказывается на актёрах и каждый раз спектакль всё равно чем-то отличается. Родителям важно выяснить, к чему у ребёнка есть предрасположенность, заинтересовать его каким-то занятием. Но нужно, чтобы у него самого было желание что-то делать. Я много чем занимался в детстве, в том числе ходил в секцию дзюдо (и даже получал там разряды). Но потом вывихнул ногу и пока лежал дома потерял интерес к спорту. Ребёнок не знает дороги. Родителям нужно попытаться вместе с ним нащупать тропинку, которая предназначена именно для него, помочь, поддержать. 

– Чем вы занимаетесь помимо работы?

– У меня есть несколько хобби, которые я по возможности реализую. Я люблю пешие прогулки. Туристические поездки, где нужно просто лежать у моря в шезлонге, чтобы потом показать всем свой загар, для меня не отдых. Я в такую авантюру ввязываться не буду. Если я куда-то еду, то должен ходить, гулять, изучать архитектуру, погружаться в атмосферу. Ещё я люблю читать беллетристику (как художественные произведения, так и просветительские, исторические). Одно время увлекался детективами, но сейчас не до них. Мне нравится смотреть кино и сериалы.

У меня нет любимого актёра, но есть артисты, к творчеству которых я отношусь с большим уважением. Из отечественных это Олег Янковский, Леонид Броневой, из зарубежных – Роберт Де Ниро, Марлон Брандо. Из фильмов я очень люблю «Бал» Этторе Скола, «Покровские ворота». Если говорить о современных картинах, то я с удовольствием смотрю «Последнего богатыря», потому что всегда любил сказки. Есть у меня ещё одна страсть – парфюмерия. Я собрал коллекцию.  С удовольствием наслаждаюсь ею, пополняю.

– Почему так трудно купить билеты в ТЮЗ? Их разбирают на один-два месяца вперёд.

– У меня есть два ответа. Первый – самонадеянный: билеты быстро разбирают, потому что у нас хорошие спектакли. Второй ответ административный: их покупают, потому что низкие цены. Мы понимаем, что ребёнок не посещает театр один. Как правило, это семейные походы. Поэтому мы стараемся не делать цены высокими. Нам всегда радостно, когда к нам приходят семьями, чтобы пообщаться, обсудить спектакль, просто провести время вместе.

Понятно, что мы, как и другие театры, периодически вынуждены поднимать цены. Это продиктовано ростом платежей за коммунальные услуги и других трат, тем, что мы не можем играть по четыре спектакля в день (нужно менять декорации и оборудование, давать актёрам отдых). Кроме того, у нас небольшой зал – всего на 360 посадочных мест. На новой сцене их ещё меньше – 193. Но мне, конечно, хочется думать, что билеты так быстро раскупают, потому что в ТЮЗе хорошие спектакли.

ДОСЬЕ

Артём Агеев. Родился и вырос в Перми. В 1994 г. окончил ПГИК по специальности «Режиссёр театрального коллектива, педагог». С 1993 по 2005 гг. работал актёром ТЮЗа, был мастером сцены. В 2015-2017 гг. – помощник художественного руководителя ТЮЗа по труппе. С 2017 г. – директор театра.

Расскажите друзьям: