Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
Тюзовская «Золушка» (6+) в минувшем году сыграла роль обязательной новогодней премьеры: в традициях детского театра – представлять что-то сказочное и новое для каждых зимних каникул. Однако и без Нового года, без ритуального появления Деда Мороза на сцене спектакль может играться и смотреться; возможно, это лучший детский спектакль в Перми за прошедший год.
Творческая бригада, работавшая над постановкой, хорошо знакома тюзовским зрителям, и не только им, и не только в Перми: режиссёр Ирина Ткаченко, драматург Илья Губин и художник видеоарта Наталья Наумова работают в разных городах России. Каждый из них в своё время изменил и оживил своим появлением пермскую театральную панораму, достаточно вспомнить пластические спектакли Ирины Ткаченко в Театре-Театре, «Мертвые души» (12+) и «Сказки про Ёжика в тумане» (6+) в ТЮЗе, в создании которых участвовали Илья Губин и Наталья Наумова, и многое другое. У каждого из этих авторов есть свой «фирменный стиль», и в соавторстве у них получилось по-настоящему волшебное зрелище.
«Золушка» – из тех спектаклей, которые не боятся быть «слишком красивыми». По нашим временам это действительно смелость, и это, что называется, работает. Спектакль подхватывает зрителя сразу при входе в зал: видео Натальи Наумовой проецируется не только на задник сцены, но и на стены и потолок зрительного зала, так что все, кто находится в помещении, оказываются буквально внутри сказки. Из этой же «отважно красивой» эстетики – роскошные костюмы, объёмные и сложносочинённые костюмы (художник Алексей Паненков), и сценография, в которой работу художника (тот же Алексей Паненков) невозможно отделить от работы художника по свету (Евгений Козин), настолько они взаимосвязаны.
Это очень подкупает: нередко случается (и в Пермском ТЮЗе тоже, и даже не очень давно), что детские спектакли делают скромненькими, ведь дети – аудитория благодарная, не слишком требовательная; а здесь всё по-настоящему, без всяких скидок.
Действие, как следует из подзаголовка спектакля, построено не на сказке Шарля Перро, братьев Гримм или любого другого пересказавшего «Золушку» сказочника, а на исконном бродячем европейском сюжете, к тому же Илья Губин аккуратно вставил приятные отсылки к главной российской «Золушке» – пьесе Евгения Шварца: оттуда взят, например, трогательный момент, когда Золушка на балу зашивает королевскую мантию. Главная находка драматурга – новый персонаж месье Бом, городские часы. Ведь часы, время – важнейшие атрибуты этой сказки, ключи к её философии, и акцент на этом персонаже добавляет сказке глубокомыслия.
При всей красоте постановки её обаяние и живость – заслуга не столько антуража, сколько героев, точнее, артистов, их играющих. Постановщица не побоялась взять на ключевые роли обладателей не самой ожидаемой внешности, зато они харизматичны и отличаются остротой и яркостью актёрского рисунка: таковы трогательный, слегка «ботаниковатый» принц – Александр Королёв, простодушный и очень добрый король – Александр Шаров, не лишённая истинного шарма мачеха – Татьяна Гладнева и, конечно, слегка заполошенная, невероятно заботливая фея-крёстная в исполнении незабываемой Виктории Ельцовой. Что же касается главной героини, то Золушка молодой актрисы Марии Саламатовой могла бы стать не только театральной, но и киногероиней.
Второстепенных персонажей хочется назвать не массовкой, а кордебалетом: всё-таки Ирина Ткаченко – ещё и хореограф, и у спектакля богатая движенческая палитра, а у актёров второстепенных ролей она по-настоящему танцевальная.