Нестареющие герои

Нестареющие герои

19 января 2021

Новая выставка в фойе Пермского ТЮЗа

Алисе из Зазеркалья – 150 лет, Тому Сойеру – 145, Винни-Пуху - 95, Чиполлино - 70. В 2021 году любимые герои отмечают вполне солидные юбилеи. Они старые знакомые не только современных детей, но и их родителей, бабушек-дедушек и даже прабабушек. Но остаются вечно молодыми, потому они верные спутники детства. Стареть им просто некогда. 

Вспомним этих героев, которые в разные годы выходили на сцену Пермского ТЮЗа.

«У меня возникла идея написать своего рода продолжение», — сообщал Кэрролл спустя несколько месяцев после выхода «Алисы в Стране Чудес». В январе 1871 года, получив корректуру «Зазеркалья», писатель заметил: «Пожалуй, эта книжка стоила мне даже больших мучений, чем первая, и, стало быть, ни в чем не должна ей уступать». Автору удалось достичь почти невозможного: вторая книга об Алисе заняла место рядом с первой, закрепив его высокую репутацию. 

«Алиса в стране чудес». Режиссер Майкл Хант.

«Алиса в стране чудес». Режиссер Майкл Хант

А на сцене Пермского ТЮЗа в 2020 году поселилась Алиса из страны чудес. Английский режиссер Майкл Хант так говорит о замысле спектакля: «Работая над постановкой мы с коллегами решили не пытаться охватить все сюжетные линии книги, а сосредоточиться на истории Алисы и ее семьи, на взаимоотношениях самых близких людей. Мы перенесли историю из XIX века в современные реалии. И подумали, что путь в Страну чудес должен быть ближе и понятнее для современных детей». Попадает Алиса в Страну чудес не через кроличью нору, а помощью Интернета. В виртуальном мире краски кажутся ярче, а жизнь – полной приключений. 

Обитатели Страны чудес очень напоминают Алисе ее ближайших родственников. Красная королева, она же Мышь, обладает чертами характера мамы, Гусеница, он же Безумный шляпник – похож на папу, Герцогиня – как бабушка, Кролик, он же Карточная шестерка, - точно, как брат. И когда девочка найдет общий язык с ними, наладятся ее отношения и с родственниками в реальном мире. 

В итоге всех примиряет чай – лучшее средство от дурного настроения и побегов в кроличью нору. Тёплый семейный круг, по мысли авторов, и в XXI веке остается необходимой жизненной ценностью. 

«Приключения Тома Сойера». Режиссер Дмитрий Заболотских.

«Приключения Тома Сойера». Режиссер Дмитрий Заболотских

«Приключения Тома Сойера» - любимая приключенческая повесть миллионов мальчишек и девчонок по всему миру. Это история – о том кратком, но очень ценном для любого человека периоде взросления, когда и скучные обязанности, и настоящие жизненные трудности еще воспринимаются как захватывающее приключение – если прибавить к ним щепотку оптимизма да капельку безграничной детской фантазии. 

«Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 году, когда автору Марку Твену было 40 лет. Место действия — заштатный городок, очень похожий на тот, где провел детство писатель. Среди героев фигурируют и настоящие жители городка, его знакомые из детских времен. 

«Приключения ТОма Сойера». Режиссер — Валерий Пешков.

«Приключения ТОма Сойера». Режиссер — Валерий Пешков

В Пермском ТЮЗе Том Сойер дважды выходил на сцену. Первый раз в 1990 году. Спектакль поставил заслуженный артист РФ Валерий Пешков. Художники – Александр Казначеев и Юрий Жарков. Роли исполняли Николай Глебов, Валерий Наумов, Сергей Пекляк, Засл. арт. РСФСР Ирина Сахно и Борис Плосков, Наталья Шакина, Андрей Кылосов, Николай Фурсов, Инна Кокорина, Анатолий Цыпляков, Владимир Кабанов, Владимир Фёдоров, Вячеслав Тимошин, Наталья Шульга, Вячеслав Воронин, Виктор Нечеухин и др. Зрители вместе с героями заговаривали бородавки у «великого» специалиста по этой части – сорванца Гека Финна, разоблачали злодеяния индейца Джо, с упоением красили забор и приглашали на романтическое свидание Бэкки Тэтчер. 

«Приключения Тома Сойера». Режиссер Дмитрий Заболотских. Том — Павел Ознобишин, Бекки — Елизавета Мушегова

«Приключения Тома Сойера». Режиссер Дмитрий Заболотских. Том — Павел Ознобишин, Бекки — Елизавета Мушегова

В 2005 году режиссер Дмитрий Заболотских вновь совершил путешествие в городок Санкт Питербург на реке Миссисипи. Художники – Александр Казначеев и Татьяна Кудрявцева. Театральный критик Татьяна Тихоновец писала о спектакле: 

«Дмитрию Заболотских удалось хоть чуть-чуть, но показать прелестную, совершенно самодостаточную жизнь заштатного американского городка. Точно такого же, как наши, российские. Где все друг друга знают, где все почти родственники, где всем городом оплакивают погибших детей и всем городом горюют о судьбе бродяги Меффа Поттера. В спектакле есть несколько подлинных моментов - когда не только музыка, не только обаяние молодости, не только симпатичные стильные костюмы определяют дыхание зала, но когда детей и подростков заставляют сострадать героям и совершать вместе с ними нравственный выбор. Моменты любовного отчаяния, ужаса перед необходимостью сказать правду, перенесённые испытания - все это требует подлинности существования, все это существует в жизни, но почти исчезло из спектаклей для детей. 

Но ведь петь и танцевать на сцене сейчас умеют все, а заставить маленьких зрителей внутренне примерить на себя чужую судьбу и подумать: «А я бы смог так?» возможно только в драматическом театре. Я желаю этому обаятельному спектаклю продолжения». (Т. Тихоновец. «В Перми появился Том Сойер». Пермские новости 30 сентября 2005 г.)

«Винни-Пух и все-все-все». Режиссер Дмитрий Юрков.

«Винни-Пух и все-все-все». Режиссер Дмитрий Юрков

У Винни-Пуха в этом году целых два юбилея. 21 августа 1921 года Алан Милн подарил своему сыну игрушку, ставшую знаменитой на весь мир, а ровно через пять лет, 14 октября 1926-го, в Лондоне вышло первое отдельное издание сказки про медвежонка. Причиной создания произведений о приключениях Винни Пуха стала именно дружба мальчика с полюбившимся ему плюшевым медведем.

В Пермском ТЮЗе смешной герой дважды выходил на сцену. Первый раз театр обратился к сказке Алана Милна в переводе Бориса Заходера в 1975 году. Режиссер А. Казинер, художник А. Родионов. В спектакле были заняты А. Стреляева, В. Пешков, Л, Стародубцева, Т. Аверьянова, Н. Аммосова, Г.Бахмисова. Что интересно, премьера состоялась на гастролях в городе Уфе.

Новое прочтение сказки состоялось уже в 21 веке - в 2003 году. Режиссером выступил актер театра Дмитрий Юрков, руководил постановкой народный артист РФ Михаил Скоморохов. Костюмы и декорации придумала Людмила Шебеко. Историю про медвежонка разыграли молодые артисты Николай Нохрин, Михаил Шибанов, Роман Кондратьев, Дмитрий Юрков, Анна Демакова Наталья Чугарова, Павел Ознобишин, Александр Шаров, Татьяна Пешкова, Мария Прозорова. Перечитывая имена в старой программке, понимаешь, что тогда молодые, сегодня они стали ведущими актерами нашего театра.

«Приключения Чиполлино». Режиссер Валерий Йонаш

«Приключения Чиполлино». Режиссер Валерий Йонаш

«Приключения Чиполлино» вышли в печати в далеком 1951 году. Автор, Джанни Родари, работал журнале «Il Pioniere» и был известен прежде всего как журналист. Его литературный дебют остался практически незамеченным. Но всего через несколько лет итальянцы по достоинству оценили талант Родари. Книги про «лукового» героя были переведены на множество языков, а уже в 1970 году он удостоился высшей награды среди детских писателей — Премии имени Х. К. Андерсена. Все это стало возможным благодаря стараниям советских поклонников «Приключений Чиполлино», в том числе лично Самуила Маршака. Вопреки распространенному мнению известный детский писатель не переводил сказку про Чиполлино, он лишь отредактировал готовый текст, переведенный специалистом по итальянской литературе Златой Потаповой.

Эта история учит нас не верить в сказочные обещания сильных мира сего, помогать друзьям и бороться с несправедливостью, добывая счастье собственным трудом, а не обманом или насилием.

«Приключения Чиполлино». Режиссер Валерий Йонаш.

«Приключения Чиполлино». Режиссер Валерий Йонаш

Именно этим привлекла сказка Джанни Родари Пермский ТЮЗ. Спектакль вышел в 1978 году. Режиссер – Валерий Йонаш, художник — Фаина Ланина. Музыку написал пермский композитор Александр Латкин. Вот что писала о премьере журналист Татьяна Черепанова: 

«Действие премьеры Пермского театра юного зрителя начинается стремительно. В комнату, где спит мальчик, которому мама подарила сказку, заглядывают Луковки - им нужна помощь, в их сказке правит жестокий и хитрый синьор Помидор, опираясь на силу солдат-лимончиков. И все так и останется, если он, мальчик, не согласится помочь им. Так самый обыкновенный мальчуган, увидев несправедливость и жестокость Помидора и Лимончиков, входит в сказку. 

Начавшаяся печальной мелодией, она, казалось бы, заканчивается весёлым танцем победившего Чиполлино и его друзей. Заканчивается ли? Еще нет. Снова, как и в начале спектакля звучат слова клятвы, данной мальчиком, рискнувшим войти в сказку:

Четырежды вкруг бы себя обернись,

Четырежды в верности на м поклянись,

У башни высокой четыре угла, 

У верного слова четыре узла

На верность и дружбу я клятву даю, 

Что вас не оставлю в беде и в бою». (Т. Черепанова. «Приключения Чиполлино», «Молодая гвардия», 28 января 1979 г.)

Четыре юбилея любимых героев — отличный повод вспомнить старые спектакли и перечитать книжки.

Расскажите друзьям: