Новая искренность старых героев

Новая искренность старых героев

10 Января 2019

Приятная традиционность и неожиданное новаторство спектакля ТЮЗа «Сказки про Ёжика в тумане»

Григорий Ноговицын, интернет-журнал «Звезда»

Под Новый год художественный руководитель Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов выпустил идеальный спектакль для семейного просмотра. На «Сказках про Ёжика в тумане» (9+) будет весело детям и нескучно взрослым. Но это тот самый редкий случай, когда за красочной и легкой формой кроется глубокое содержание и даже последние тенденции в развитии культуры.

В любом тексте о «Сказках про Ёжика в тумане» должно быть дежурное упоминание о снятых по сказкам Сергея Козлова мультиках, вроде «Трям! Здравствуйте» и гениального «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Вот это упоминание было только что. Затем должно следовать указание, что ни на какие мультики спектакль Михаила Скоморохова по сказкам Сергея Козлова не похож и их влияния не испытывает. Теперь это указание тоже было. Спектакль действительно ни на что не похож — он ярок, самобытен и позволяет по-новому взглянуть на героев, знакомых с детства. Да, звучит банально, но что делать, если это действительно так.

Корсакова1.jpeg

Корсакова2.jpeg

На снимках: Ежик - Евгений Замахаев, Медвежонок - Дмитрий Гордеев

Всего в спектакле использовано около дюжины сказок Козлова, соединённых Михаилом Скомороховым и Ильёй Губиным в одну инсценировку. По форме это калейдоскоп различных историй, случившихся с Ёжиком (Александр Красиков), Медвежонком (Степан Сопко), Зайцем (Александр Королёв), Белочкой (Евгения Шишенина) и Вороной (Татьяна Пешкова). Связывать в единый сюжёт сказки Сергея Козлова не стали, но это не нужно и просто невозможно. В спектакле всё сделано гораздо тоньше — истории связаны воедино на уровне смыслов и морали.

Все сказки-эпизоды очень разные: очень смешные, как та, где Медвежонку и Ёжику мешает сумерничать шабутной Заяц. Очень лиричные, вроде той, где Ёжик наряжается новогодней ёлкой для своих друзей. Грустные, когда Ёжик потерялся, и его вытащили из волчьей ямы, и просто очень красивые сцены, вроде той, где герои вылавливают из реки Луну и где Ёжик с Медвежонком буквально летят над землёй. Все эти разные сказки изящным пуантом соединяет последняя сцена, где Медвежонок заявляет Ёжику: «Если тебя нет, то и меня нет». Ведь это всё не только о любви, дружбе и красоте, но ещё и о потерях и даже смерти. Писать, что в спектакле есть какая-то магия — это отвратительный и никуда не годный штамп. Но в случае со «Сказками про Ёжика в тумане» трудно подобрать слова точнее — на сцене творится настоящая душевная магия, которая не оставит равнодушными как взрослых, так и детей.

Корсакова3.jpeg

Корсакова4.jpeg

На снимках: Ежик - Евгений Замахаев, Медвежонок - Дмитрий Гордеев

Важнейший элемент этой магии — необычное сценическое оформление, над которым работали художник-постановщик Ирэна Ярутис, художник по свету Евгений Ганзбург и автор видеоарта Наталья Наумова. Сценография с кочками из шин, на которых так весело прыгают герои, и тонкими шестами, символизирующими то ли деревья леса, где всё происходит, то ли иголки Ёжика, буквально переваливается со сцены в зал, где между сидений тоже установлены эти «ёлки-иголки». На стены зала проецируется и видеоарт, который обозначает времена года и настроение сцены сменой цвета. Всё это отлично работает на эффект погружения зрителя в атмосферу. А уж когда на шестах загораются огоньки, а на экране можно увидеть Землю, летящую под лапками Ежика и Медвежонка, или выловленную из реки Луну, этот эффект становится максимальным.

Корсакова5.jpeg

Корсакова6.jpeg

Возникающее волшебное впечатление в нужные моменты поддерживает музыка, написанная Ольгой Тихомировой и сыгранная вживую инструментальным ансамблем. Он сидит сбоку от сцены и замаскирован под кочки. Причём музыка здесь не только сопровождение, ведь в некоторых местах герои ещё и поют. И благодаря этому, порой спектакль в хорошем смысле начинает напоминать диснеевские мультики, где тоже поют красивые песни милые зверюшки, но за этим ми-ми-ми всегда кроется сильнейшая мораль.

Но, конечно, главное в том сказочном впечатлении, которое оказывают «Сказки по Ёжика в тумане», это то, с какой ювелирной точностью здесь выстроен баланс смешного и грустного, и то, как порой контрастируют эпизоды и даже герои. Артисты тоже великолепно удерживают этот контраст. Спектакль играется двумя составами, и артисты в них очень разные. Я видел тот, где Ёжика играет Александр Красиков. У него получается очень взрослый, очень мудрый герой-философ с задумчивыми глазами. Кажется, что этот Ёжик уже познал дзен и возлюбил весь мир, но ему очень грустно от понимания того, что рано или поздно всё увянет и пропадёт. А вот Медвежонок в исполнении Степана Сопко этого не знает и знать не хочет. Он выглядит живее и чуть глупее Ёжика, отчего кажется его учеником. Медвежонок ещё не познал дзен, но ему, кажется, этого и не нужно. Он и так искренне и очень сильно любит своих друзей, а его оптимизм невероятно заразителен.

Корсакова7.jpeg

На снимке: Ежик - Александр Красиков, Белочка - Евгения Шишенина, Ворона - Татьяна Пешкова, Заяц - Александр Королёв 

Шаловливый Заяц Александра Королёва — самый подвижный и главный комедийный персонаж, на долю которого выпадает большинство шуток и комедийных эпизодов, с которыми молодой артист справляется отлично. Белочки, которую играет Евгения Шишенина, в спектакле очень немного, зато она отлично поёт, и между ней и Ёжиком на одних взглядах и интонациях простроена какая-то удивительная любовная линия, тонкая и звонкая, как хрусталь. И не надо тут пытаться вставлять иронию про межвидовые отношения. Это сказка, где нет ничего конкретного — здесь Медведь может запросто прокатиться на Ёжике, и Ёжику ничего не мешает испытывать нежное платоническое чувство к Белочке. Сам Михаил Скоморохов вообще считает, что герои спектакля и не звери вовсе, а какие-то инопланетяне, живые символы и аллегории. И действительно, в «Сказках про Ёжика в тумане» все герои явно не какие-то там лесные жители, а воплощение всего того доброго, искреннего и печального, что есть в людях.

Поэтому сказки Сергея Козлова оказались идеальным материалом для Михаила Скоморохова. Рассказывая о спектакле, худрук ТЮЗа вспоминает, что когда-то пермскому режиссёру Дмитрию Заболотских сам Сергей Козлов рассказал, что его сказки не только и не столько для детей, а главными темами в них является любовь и смерть. В каком-то смысле любовь и смерть всегда были магистральными темами и в спектаклях Скоморохова, поскольку сопровождали всех их героев — от легендарного «Чонкина» и шукшинских чудиков в «Охоте жить» до стариков в «Еврейском счастье» и «Ещё не вечер...». Поэтому постановки Михаила Юрьевича всегда неизменно получались очень светлыми и тёплыми, но при этом ещё грустными и трогательными. Соединённый со сказками Козлова этот его режиссёрский стиль выходит на какой-то просто невероятный уровень милоты, душевности и пронзительности.

Корсакова8.jpeg

На снимке: Белочка - Евгения Шишенина, Ёжик - Александр Красиков, Медвежонок - Степан Сопко

И если раньше такая сентиментальность могла показаться устаревшей, то сейчас она актуальна как никогда. Ведь можно сказать, что «Сказки про Ёжика в тумане» — это произведение новой искренности, которая сейчас сменяет пересмешнический постмодернизм. Этот спектакль воплощает то самое завещанное нам Дмитрием Александровичем Приговым возвращение традиционного лирико-исповедального дискурса. Хотя Михаил Скоморохов этого дискурса никогда не покидал и всегда ставил про это. Так опытнейший мастер не только создал одно из своих самых главных произведений, но, благодаря вращению колеса развития искусства, оказался намного современнее некоторых своих молодых коллег.

Фотографии Дианы Корсаковой

Расскажите друзьям: