Да-да, вы не ослышались, просто представьте: ваш лучший друг готовит ваше убийство. Что вы скажете на это?
Наверное, сначала вы скажете “что ты несешь, не может быть такого”. Потом я повторю вам эту фразу еще раз и еще раз. Вы поверите мне в итоге, особенно если сами убедитесь в ее правдивости. Вы посчитаете своего друга предателем, уйдете, так и не простив того, кого считали самым близким и искренним.
Но, представляете, есть на свете люди, которые готовы простить. Сначала они, конечно, не будут верить в жестокость мира. Причем не будут верить в нее на протяжении очень долгого времени, а может быть, всей жизни. Даже если им все вокруг будут твердить: “тебя обманут, тебя предадут, тебя окружают неправильные люди” – они все равно наивно будут верить в добро. Потому что смотрят на мир такие люди через призму любви. Они умеют прощать, они умеют любить и быть искренними. Они будто светятся изнутри и излучают тепло в радиусе всего мира. И именно такие люди бесценны.
Вашему вниманию – история о таких вот людях.
“Старушка на миллион” со сцены Пермского ТЮЗа (реж. - Алексей Ларичев)
Обшарпанные временем стены захолустного подвала. Полуразбитое окно, шатающаяся лестница, что вот-вот развалится. Дырявая перчатка на левой руке вдруг возникающей перед нами мадам преклонного возраста. Ее старое драповое пальто, старомодная шляпка, забавный красный перьевой шарф через одно плечо вызывают умиление и улыбку. Это Полли Кларк (Татьяна Жаркова) – одинокая старушка без возраста. Знаете, бывают такие, скажем, люди со странностями: они никуда не торопятся, чтобы выпить чашку китайского чая, разговаривают с котами, хранят дома всякое барахло, знают средства от всех болезней и… да, они безумно одиноки. Мисс Кларк вдова. К ней редко кто приходит в гости. Круг ее общения ограничивается знакомым полицейским, мясником и наверняка еще парой неважных людей. У нее нет семьи и друзей. Она у себя одна. И вот на пороге ее жизни вдруг появляются два загадочных типа.
Лорна (Ксения Жаркова) и Питер (Павел Ознобишин) пытаются “вести бизнес”, разливая во флаконы из-под дорогих французских духов подделки. Но пустые флаконы закончились. Догадываетесь, да, в чьем подвальчике их может быть немеренно? Старушка с удовольствием соглашается помочь. Деловые люди всё-таки. Хотя это, на самом деле, для нее совсем не важно. Она видит в них не увешанную бусами девушку легкого поведения на зеленых каблуках, не мошенника и вора в красном галстуке. Она видит в них л ю д е й. Просто людей, которые обратились за помощью. Конечно, она соглашается спасти их “бизнес”. Лорна и Питер чуть ли не прыгают от счастья, но на голову сваливается новая неудача: они продают фальшивку жене полицейского, и теперь он, конечно, точит на них зуб. На кону не только “фирма”, но и собственная шкура.
“Сюда никто не приходит, мне не с кем поговорить” – роняет слова старушка. Никто не приходит… Не с кем поговорить… Это же идеальное место, чтобы скрываться преступникам, правда?)
Есть мысли, которые обычных людей пугают. Например, мысли об убийстве старушки ради денег. Все в школе осуждали Раскольникова, да? Так вот Лорна и Пит, кажется, не осуждали. Вместе с их боссом Бэном Эспозито (Александр Красиков) эта мысль кажется им просто лучшим решением. Старушке уже не бог весть сколько лет, от одного маленького несчастного случая ничего не случится, а страховка мисс Кларк в 50 тысяч с легкостью спасет их положение. Эти трое замышляют убийство под прикрытием несчастного случая.
Им нужны деньги.
Деньги, деньги, деньги… Сколько бед создают эти бумажки, от которых порой зависит жизнь человека! Постепенно герои начинают осознавать, что творят. “Я не убиваю старушек, у меня другая квалификация!” – вдруг заявляет Пит. Все понимают, на что идут. И путь принятия решения оказывается долгим. Мучает совесть, но тем не менее шайка недобизнесменов продолжает пытаться отправить Полли на тот свет. Что они только не делали: и динамит вместе с рождественской елочкой хотели взорвать, и потолок на голову обрушить, и задавить под колесами автомобиля. Вот только как поднять руку на существо, которое верит в твои добрые намерения? Это существо готово отдать для тебя все, что есть, сделать все, что может, только чтобы тебе было хорошо. А ты…
Ты хочешь денег.
Почему в нашем мире искренность, доброта и наивность равны сумасшествию? Убогости, нелепости, странности. Такое впечатление Полли Кларк начинает производить на Питера, богатый костюм которого постепенно сменяется на порванный пиджак, грязные брюки и болезнь легких в придачу. “Вы так доверчивы, мисс Кларк, а мир полон идиотов”... Дырявый оранжевый носок Бэна уже напоминает о чем-то сумасбродном, что объединяет героев – о дырах в душе. Да, не без причин люди становятся такими, но разве в этом наша сила? Разве в этом отличие человека от животного?
Нет, сила в том, чтобы эти дыры смочь залатать. Это едва ли удается героям. А Полли все понимает, она наивна не по глупости, а по доброте. Старушка прекрасно слышит и видит, что происходит. И черт возьми, как же больно осознавать, что твои близкие люди могут звать тебя замуж, видеть в тебе мать, восхищаться твоей стряпней, а потом взять и… убить.
И тогда хочется просто разлить керосин по своей квартире, выпить снотворного и уснуть, предварительно бросив спичку на деревянный пол.
Пусть повиснет в воздухе вопрос о финале истории. Пусть повиснет в воздухе куча вопросов о символах и смыслах декораций, костюмов, музыки и света. Все это сделало спектакль цельным и сильным, и это не может оставить зрителя равнодушным.
Весь мой поток слов, думаю, сух и скуп по сравнению с тем, какие эмоции вызывает спектакль во время просмотра. Мы с каким-то рядом сидящим мужчиной то смеялись до боли в животе, то синхронно рыдали в четыре ручья. Мы погрузились в харизматичный сарказм персонажей, тонкий юмор и великолепную игру. За это я хочу от всей души сказать спасибо Татьяне Петровне Жарковой, Павлу Борисовичу Ознобишину, Александру Ивановичу Красикову, Ксении Юрьевне Жарковой, Сергею Александровичу Трясицыну и Дмитрию Николаевичу Юркову. Вы вывернули наизнанку чувства зрителя. Всем, кто работал над спектаклем, низкий поклон и искренняя благодарность.
После спектакля я шла по темным улицам почти ночного города, а поток слез все не останавливался. Потому что многое откликнулось. В чем-то я увидела себя, в чем-то – пороки людей, которые живут в этом мире. А красные листочки со страховкой старушки, которые в конце спектакля разлетелись по всей сцене, до сих пор у меня перед глазами. Хотя сейчас я сижу на кухне и в ночи пишу этого текст, я до сих пор вижу луч красного лазера доктора (Сергей Трясицын), который оформлял страховку Полли (роль этого персонажа, кстати, тоже неслучайна, но каждый зритель расшифрует ее для себя сам).
Мурашки по всему телу от увиденного и услышанного. Засохшая потекшая тушь до сих пор жжет щеки (не плачьте на морозе, ребята).
Пермский ТЮЗ, браво!