Это реальная история. История о том, как театр одержал маленькую победу над смертью и сделал счастливей короткую девичью жизнь. Она произошла семь лет назад. Человек, приславший ее нам, - сам участник событий. Написал он нам в память о своей героине и в знак благодарности Пермскому ТЮЗу. Из этических соображений он изменил имена.
Каждый спектакль… каждый спектакль мы играем, чтобы сделать счастливей каждую жизнь. Наше дело - как у того парня из романа Сэлинджера, «ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть»…
Андрей работал в больнице. Помимо индивидуальных консультаций, планово проводил групповые беседы с пациентами о психологических причинах тяжелых заболеваний. Тогда он не сразу заметил, что в дальнем углу большого кабинета, как двоечник на задней парте, сидит кто-то маленький. Посмотрел туда, только услышав тихий всхлип. Капюшон безразмерной толстовки до половины прикрывал лицо, рука на фиксирующем бандаже, пижамные бриджи и домашние тапочки.
Девушка Саша неделю назад перенесла сложную операцию. Впереди мучительная терапия, долгая реабилитация, может быть, инвалидность. Лечиться она не хотела, не видела смысла. Сама была врачом и все прекрасно понимала. В таких обстоятельствах состояние уныния, подавленности – дело обычное, но от этого не легче. Ей нужно было как-то выбираться из него, и чем скорей, тем лучше.
Здесь не может быть универсальных средств. Саша стала приходить на беседы, но сначала говорила мало, больше плакала. Нужно было искать подход. Постепенно отстраненность отступала, Саша начала общаться и рассказывать о себе.
Приехала она издалека. Судьба вообще была у нее непростой. С первого курса академии все время и силы уходили на учебу или работу, почти не отдыхала. Даже в театре была только один раз – обмолвилась она. В оперном. Сразу было видно, что воспоминание это яркое и радостное. Андрей подумал: «Может быть, вот та самая «ниточка»?» – и решил за нее потянуть…
- Вам нравится театр? – спросил он.
- Да, но я не хожу… Мне, конечно, стыдно… то работа, то билетов нет, то еще что-нибудь, - ответила Саша.
- Стыдиться тут нечего, так у всех. Хотели бы сходить? Вас выпускают из больницы?
- Ой… неожиданно, конечно… наверное, да. Хотя, нет, не смогу, наверное…
- Почему?
- У меня здесь нет подходящей одежды, да и рука… - она показала на бандаж.
- Одежда не проблема. Я знаю хороший театр, где люди «без пафоса». Можно в джинсах и вот - в худи. Бандаж тоже никого не смутит, ничего такого.
- Ну ладно… - улыбнулась Саша.
Говоря о хорошем театре, Андрей подразумевал Пермский ТЮЗ. Только вот как туда попасть? В то время как раз шли премьерные спектакли «Обыкновенного чуда» по Шварцу, и билетов, естественно, не было. Но хорошие люди есть всегда. Звонок другу. Звонок друга в театр.
В Пермском ТЮЗе отозвались сразу, дали пригласительные на хорошие места. Притом, что все спектакли шли с аншлагом. И ничего не просили взамен, как делают некоторые «благотворители». Просто помогли. «Вот это отношение!» – подумал Андрей. Хотя он всегда верил, что добрых людей – большинство, на них держится мир.
Пришли в театр. Саша радостно улыбалась, глядя вокруг, глаза светились детским счастьем. Месяц в больничной палате и вдруг – зеркала, парадная лестница, как на бал, фойе с изразцовым камином, веселые люди в ожидании праздника.
- Странно… - вдруг сказала Саша.
- Что?
- Странно думать, что вот меня не будет, а протезу, который мне поставили, ничего не будет…
Нужно было срочно включать «антикриз».
- Вы любите пирожное «Картошка»?» – непринужденно, насколько мог, спросил Андрей.
- Да, очень! – весело призналась девушка.
- Тогда срочно в буфет, пока нет большой очереди!
Спектакль был интересный. Прекрасный выбор материала. Великий Евгений Шварц с его умной простотой и, воистину, врачующей любовью к людям. Петербургский режиссер Максим Соколов привлек к музыкальному оформлению самого Петра Налича. Замечательные актёры.
Была совершенно потрясающая сцена, где главные герои – Медведь и Принцесса – исполняли сложнейший танец-полет на полотнах так, как будто гравитация над ними больше не имеет власти!
«Ха-ха-ха! Слышите? Смерть уезжает на своей белой лошаденке, удирает несолоно хлебавши! Чудо, чудо!».
Так и было. Саша тогда вернулась к жизни.