Они ведут спектакль… Помощники режиссера

Они ведут спектакль… Помощники режиссера

18 мая 2021

Есть в театральной программке после списка действующих лиц и фамилий исполнителей загадочные слова: «Спектакль ведут помощники режиссера…». В Пермском ТЮЗе их четверо: Наталья Фролова, Сергей Невежин, Илья Гордеев и Мария Прозорова. Члены Пресс-клуба Пермского ТЮЗа расспросили Илью Гордеева о том, как помощник помогает режиссеру, как правильно должны висеть кулисы и какая фраза обязательно звучит перед началом спектакля. 

Вопреки расхожему заблуждению помощник режиссера не помогает постановщику сочинять мизансцены. Задача помрежа (а именно так сокращается название должности этого человека в театральных кругах) —помогать режиссеру в репетициях и проведении спектакля, координировать работу актеров и всех театральных служб. 

- Когда знакомые у меня спрашивают, что ты делаешь в театре, я всегда провожу аналогию с управляющим кафе. По факту, то, чем я занимаюсь – управление персоналом и решение организационных вопросов, - говорит Илья Гордеев. 

Как помреж помогает… 

Помреж подключается к работе над спектаклем, что называется «с нуля», с первой «застольной» репетиции. И потом присутствует на всех репетициях. 

- Мы должны за пять минут до начала репетиции позвать актеров в репетиционный зал. Если репетиция назначена на 11.00, она должна начаться ни минутой позже. Помреж следит за таймингом, за перерывами, напоминает так, невзначай, режиссеру: «Полтора часа прошло, надо актерам отдохнуть». Следующий этап - актеры выходят на площадку, делают этюды. Режиссер и актеры говорят, какой реквизит им нужен. Мы доносим это до цехов, чтобы нам предоставили реквизит, элементы декораций, костюмы на подборе. То есть это то, что есть в наличии: со списанных спектаклей, например. С идущих спектаклей нельзя ничего взять, это запрет. Если идет замена в тексте пьесы, мы ее фиксируем у себя. Если режиссер говорит, что ему здесь нужен поворотный круг, мы это отмечаем. Где-то декорации вниз, декорации вверх, тоже сразу все фиксируем, но карандашом, потому что может все поменяться, - раскрывает секреты «кухни» Илья Гордеев. 

Следующий этап работы – выход постановки на сцену. Этот момент Илья называет «день Х». По ходу репетиций помреж делает записи — куда актер пошел, откуда что взял, из какой кулисы выносится реквизит, в какой момент включается музыка, когда происходит затемнение. Из таких мелочей и складывается спектакль. Кроме этого, помощник режиссера уже на данном этапе отвечает за то, чтобы на сцене вовремя оказались все актеры – в нужных костюмах, в окружении нужной обстановки и реквизита, чтобы подвесные декорации, прикрепленные к штанкетам, поднимались и опускались в нужный момент, вовремя поворачивался круг. В эти предпремьерные дни постоянно чего-то не хватает, кто-то что-то делает неправильно, или вообще не делает, потому что не знал, не так записал, не успел. Многие детали оформления, костюмов даются буквально в последнюю минуту. Поэтому на прогонах помрежу, как правило, приходится серьезно поволноваться.

Помощник режисера Наталья Фролова

Помощник режисера Наталья Фролова

- На прогонах определяется тайминг спектакля, - продолжает делиться особенностями своей работы Илья Гордеев. - Чтобы все, занятые в спектакле, в голове разложили по полочкам план своих действий. Координация всех цехов как раз отрабатывается на прогонах. Если, допустим, между выходами актера одна сцена, нужно знать, сколько она идет, успеет ли он переодеться. Если он не успевает, начинаем что-то придумывать, приходит на помощь костюмер. Монтировщики должны знать, сколько картин между перестановками, могут ли они сходить отдохнуть в цех или нужно оставаться за кулисами. Прогоны нужны, чтобы построить алгоритм действий. И мы следим за этим, где-то помогаем выстраивать этот алгоритм для каждого из цехов. Гримеры, костюмеры и монтировщики – именно с этими цехами я тесно связан, потому что мы все стоим за кулисами, и каждый делает свое, а помреж это все контролирует.

И вот премьера. Режиссер, как правило, отпускает свой спектакль в свободное плавание. А за дальнейшей жизнью постановки будет следить, вести спектакль помощник режиссера. 

Что значит «вести спектакль»…

Помощник режиссер Илья Гордеев наносит метки

Помощник режиссер Илья Гордеев наносит метки

В день спектакля первая задача – проверить готовность сцены: все ли декорации установлены, в порядке ли реквизит, точно ли направлен свет. Проверяется буквально каждый миллиметр. 

- Если в декорации есть вторые этажи, нужно проверить, как они установлены. Когда я работал монтировщиком, я буквально прыгал на них, чтобы убедиться, что актеры будут в безопасности. Обязательно проверяются кулисы. Меня учили, что кулисы — это стены, они должны быть строго вертикальны, идеально натянуты, неподвижны и располагаться параллельно каменному порталу. Кроме того, зритель с крайних мест в первом ряду не должен видеть, что же происходит за кулисами, мы говорим, что не должно быть прострелов, - уточняет Илья понятие «готовность сцены». 

За час до спектакля актеры выходят на распевку и растанцовку… Фото Р. Горбатовского

За час до спектакля актеры выходят на распевку и растанцовку… Фото Р. Горбатовского

За час до спектакля актеры выходят на распевку и растанцовку, проверяют микрофоны, повторяют акробатические номера. За тридцать минут до начала спектакля - последний взгляд на сцену и команда звукорежиссерам: «Даем первый звонок». 

- Перед третьим звонком обязательна фраза «Актеры, готовимся на сцену» или «Актеры, заряжаемся на сцену». Надо убедиться, что все актеры, участвующие в первой картине, готовы к выходу на сцену. И только после этого звукооператор дает третий звонок, и спектакль начинается, - раскрывает Илья еще одну любопытную подробность закулисной жизни. 

Во время спектакля помреж работает согласно партитуре. В ней описано и зарисовано оформление каждой сцены, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, зафиксированы переходы и перестановки, указаны все реплики, по которым даются команды и сигналы актерам, осветителям и звукорежиссёрам, прописаны моменты переодевания актеров. Только в партитуре помрежа можно встретить пометку «опустить льва» или «бросить ворону». Но на самом деле все схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Помрежи ориентируются в них очень легко. 

Рабочее место помрежа…

Рабочее место помрежа — пульт. Фото Р. Горбатовского

Рабочее место помрежа — пульт. Фото Р. Горбатовского

Рабочее место помрежа – пульт, который находится в правой кулисе. На нем два монитора, по сути, это два компьютера - на один заведена партитура, на другом указаны все штанкеты, софиты, поворотный круг для прямого управления. С цехами можно связаться с помощью трансляции – внутреннего театрального радио. С монтировщиками общение гораздо сложнее. Самое простое – когда монтировщик находится рядом. Тут проблем нет. Если он в кулисе напротив, ему можно махнуть рукой или дать команду фонариком. А если монтировщик работает в трюме, как в спектаклях «Алиса в стране чудес» или «Сказки про Ежика в тумане», то не обойтись без рации. Скорость движения круга или подъема-опускания штанкетов задается заранее, еще на репетициях и определяется замыслом режиссера. Особая забота помрежа – спектакли с полетами: «Сказки про Ежика в тумане», «Алиса в стране чудес», «Питер Пэн». Лебедками вручную управляют монтировщики опять же по команде помрежа, на котором лежит ответственность за безопасность. 

Помощник режиссера Сергей Невежин (на первом плане)

Помощник режиссера Сергей Невежин (на первом плане)

Иногда помрежу приходится суфлировать актерам. Правда, Илья отметил, что самый большой кусок текста, который ему пришлось подсказывать, был всего в два слова. 

Сцена Пермского ТЮЗа – не очень большая, уютная. Недавний ремонт позволил ей стать хорошо оснащенной технически. Теперь у нас 15 штанкетов, поворотный круг с кольцом. Помрежам интересно осваивать обновленное пространство. Несколько спектаклей идут в камерной обстановке. В «Господах Головлевых» зрители располагаются прямо на сцене, в двух шагах от актеров, а сценическое действие разворачивается еще и в зрительном зале. Пространство спектакля «Еще не вечер» - верхнее театральное фойе. 

Форс-мажор… 

Любая нестандартная ситуация – новые испытания для помрежа. В первую очередь, это выезд на гастроли и фестивали, выступления театра на других площадках. 

- Есть площадки знакомые, например, сцена в Кудымкаре. Хотя там зеркало сцены больше, чем у нас, я знаю, как расположить реквизит, мебель, как повесить экран на спектакле «Лев, Колдунья и платяной шкаф», например. А когда ты едешь на гастроли в первый раз, ты не представляешь, что там будет. Ты едешь в неизвестность, это большой стресс, - объясняет Илья.

Еще один стресс – внезапная болезнь одного из помощников режиссера. В ТЮЗе четыре помрежа, каждый ведет свои спектакли, но все знают всё. 

- Помреж вводится во время спектакля, - объясняет специфику работы Илья. - Ты приходишь также за полтора часа, тебе объясняют, что и где должно стоять. Начинается спектакль, и во время него тебе объясняют, что и куда нужно переставить. У нас все доходчиво друг другу объясняют, потому что понимают, что это влияет на качество работы, а так человек быстрее вольется в этот спектакль. Можно быть уверенным, что в случае замены никакой катастрофы не будет. У нас все ответственно относятся к своему делу. Мы с давлением, с температурой выходим на работу, чтобы не подводить напарников.

Во время спектакля помощник режиссера не может позволить себе отвлечься ни на минуту. Актеры выходят на поклоны, а за кулисами звучит финальная фраза помрежа: «Спектакль окончен, всем спасибо!» – долгожданная точка рабочего дня.

Каким должен быть настоящий профессионал…

Помощник режиссера Мария Прозорова

Помощник режиссера Мария Прозорова

Основные профессиональные качества помощника режиссера — это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно уметь находить общий язык с людьми, иметь организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением. Дотошность и внимательность, пунктуальность и собранность, требовательность и отзывчивость – вот качества, необходимые помощнику режиссера. 

- Самая неприятная часть работы – писать докладные. Мне в институте объясняли, что помреж должен быть холодным, бесчувственным. Ошибка – докладная. Мы пишем по разным поводам, самый распространённый - износ декораций. На актеров мы тоже можем писать докладные, что он не дал реплику. Если монтировщик сделал неправильную перестановку – нужно писать докладную. Но я за полтора года работы помрежем на людей не написал ни одной. Столько раз грозил написать, но рука не поднялась. Я поговорю с человеком, объясню, где его ошибка, - признается Илья.

Помощники режиссера – профессия в театре незаменимая и важная. Но парадокс – их не готовит ни один вуз. Помрежем можно стать только в театре. Актерское или режиссерское образование – желательно. Но главное – знать театр изнутри. Например, Илья Гордеев, окончив институт культуры по специальности «руководитель любительского театра, трудовую деятельность в ТЮЗе начал как монтировщик. Специфику работы ему передавали «из рук в руки» более опытные сотрудники, а собственным опытом можно обогатиться только непосредственно в работе. 

Добавим, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. И хотя помрежи не выходят на поклоны, значительная часть зрительских аплодисментов в финале спектакля принадлежит именно им – людям, которые «ведут спектакль».

Материал подготовили члены Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Елизавета Сеген, Любовь Давыденко, Кристина Верхокамкина, Мария Коркина, Евгения Чулошникова

Расскажите друзьям: