Опыт и эксперименты

Опыт и эксперименты

26 мая 2013

Эта весна не балует нас бурным пробуждением, заледеневшие улицы удручают, но к счастью в марте - начале апреля в театрах Перми «лед тронулся» и произошел всплеск премьер по современным пьесам в постановке молодых режиссеров. Два спектакля на «Сцене-Молот»: «У нас все хорошо» Дороты Масловской, режиссер Семен Серзин и «Фронтовичка» Анны Батуриной, режиссер Дмитрий Турков. И два спектакля в ТЮЗе: «Теперь ты снова Бог» Андерса Дууса, режиссер Артем Баскаков и «Контакт» драматурга и режиссера Александра Югова.

Опыт старый, опыт новый

Все четыре спектакля появились в результате недавних зимний лабораторий, то есть с момента режиссерских заявок и читок, прошли считанные месяцы или даже недели.

Эксперименты в ТЮЗе

Лаборатория «Разговор на равных. Этюды на заданную тему» прошел в ТЮЗе в ноябре прошлого года. Четыре молодых режиссера представили заявки по современной драматургии. Из четырех этюдов в этом сезоне решено было выпустить два.

Сразу стоит сказать, что молодые режиссеры не рискнули отказаться от тюзовской традиции, когда взрослые актеры играют детей, со всеми необходимыми пристройками - угловатая пластика, наивное выражение лица, отрывистая речь, щедро сдобренная подростковым сленгом. Спору нет, бороться с травестийной традицией трудно, иногда даже и не стоит - есть прекрасные образцы актерских работ. Но когда в работу берутся современные, исповедальные по сути, тексты о подростковых проблемах, всегда есть опасность эту исповедальность заиграть, зафальшивить. Уже есть немало режиссерских опытов работы с пьесами о подростках, где актеры не пытаются стать детьми, они говорят от лица подростков, оставаясь теми, кто они есть - актерами театра. Но как в любом деле и в этой постановочной технике есть удачи и неудачи.

Участники пермской лаборатории предпочли остаться на пути традиции, но все же искренне попытались быть честными в разговоре с подростками. Режиссер Артем Баскаков (Москва) спектакль «Теперь ты снова Бог» по пьесе шведа Андерса Дууса сразу же, еще на лабораторном этапе, решил ставить в фойе театра. Увы, в пермском ТЮЗе нет малого зала. И он поставил актеров в трудные условия - нужно разыграть историю на узенькой площадке всего в двух шагах от зрителей. И декораций почти нет - пара скамеек да школьная вешалка с куртками. И история проще некуда - двух школьников учителя выгнали с урока за неудобные вопросы, вот они и слоняются по коридору, пытаются поговорить, в том числе о том, что такое Бог. Тема не самая популярная среди подростков, но так уж вышло - это была тема урока.

Режиссер построил спектакль просто, на психологических нюансах - Мальчик и Девочка (Иван Гапонов и Надежда Кайсина) поначалу замкнутые, колючие, относящиеся недоверчиво прежде всего друг к другу, от реплики к реплике оттаивают, начинают присматриваться, прислушиваться друг к другу. Сближение подчеркнуто и мизансценически - мальчик и девочка из дальних углов площадки подходят все ближе и ближе, пока не устраиваются комфортно на одной лавочке, шутливо толкая друг друга и делясь одним завтраком из коробки. Простая задача - настроиться друг на друга, помогла актерам не скатываться в «игру». Лишь пара постановочных моментов выпала из живого «тела» спектакля. Режиссер или художник не удержались от сентиментального дождика, который проливается вполне реальной водой по оконным стеклам где-то на заднем плане площадки. И, пожалуй, странным выглядит хип-хоп в исполнении актрисы с явно отрепетированными па. Этот танец совсем не выплескивается из того характера и темперамента, которыми актриса наградила свою героиню. Вроде бы она любит музыку и не расстается с наушниками. Но в них всегда тишина. Музыки в этом спектакле нет.

Второй продукт лаборатории - спектакль «Контакт» по пьесе пермского драматурга Александра Югова и в его же поставке. Что уж поделать, драматург в провинции «и швец, и жнец», как, например, Николай Коляда, у которого, кстати, Александр Югов учился.

История пьесы «Контакт» оказалась довольно долгой. Года два назад драматург собрал материал в технике verbatim о жизни подростков в социальной сети «ВКонтакте» для читок на фестивале «Большая перемена». Позже материал должен был появиться на «Сцене-Молот», но что-то не срослось. В итоге пьеса появилась в репертуаре ТЮЗа. И это не был реверанс в адрес драматурга-земляка. Очень уж актуальной оказалась тема - на лабораторном показе зал, битком набитый школьниками, реагировал очень живо. Дети понимающе косились друг на друга и смущенно смеялись - узнавали в героях пьесы себя.

Спектакль «Контакт» идет на сцене ТЮЗа в роскошных декорациях главного художника театра Юрия Жаркова, с привлечением художника по свету и мастера видео живописи Алексея Хорошева (лауреата «Золотой Маски»). Столь мощные силы были брошены на создание виртуального мира, в котором существуют герои. Мальчики и девочки мечутся где-то между экраном монитора - прозрачным занавесом и наслоением гигантских микросхем на заднем плане. Все, и декорации, и костюмы белое. Этакий стерильный неживой мир. И вроде бы все верно по мысли, но слишком уж красиво и смахивает на сказку.

Между тем проблемы у героев спектакля отнюдь не сказочные. Ксю (Анна Демакова), Аня (Мария Прозорова), Дэн (Виктор Максимов) и Макс (Станислав Щербинин) изрядно завязли в социальной сети - они только об этом говорят, по этому поводу ссорятся, там, в сети, дружат, любят и даже ощущают себя людьми. С трудом лишь одной паре юных героев удается понять, что и за пределами сети есть жизнь.

Актеры довольно легко справляются с текстом, в основе которого лежит verbatim-речь. В конце концов, они сами совсем еще молодые люди и со сленгом знакомы. Но игровая форма спектакля с техникой verbatim вступает в противоречие - характеры в почти документальном тексте лишь обозначены, поди ж ты нащупай и сыграй. И сюжет так же условен, намечена лишь видимая связь между персонажами. Вопрос: стоит ли скрещивать документальный verbatim и тюзовскую игровую стихию? Впрочем, ценность постановки вне зависимости от внутренних противоречий очевидна - в сущности, это зеркало, в которое предлагается посмотреть подросткам. Надежда, что они все поймут правильно, есть.

Светлана Козлова

Журнал «Страстной бульвар, 10»

Расскажите друзьям: