Отзыв участницы театрального пресс-клуба Кристины Верхокамкиной
В этот раз все было иначе: новые смыслы, другое состояние и глубина пережитых эмоций… В этот раз я пишу не о взрослении одного человека, а о жизни в целом, о семье, о роде.
Тема одиночества идет красной нитью на протяжении всего действия. Чувство это крутят, словно кубик, показывая нам разные грани. Одинок здесь не только Николенька, но и Володя, сестра их Любочка, Петр Александрович (папа), Наталья (мама), Бабушка, Мими с Катенькой и все-все-все. Чувство это разрознивающее и объединяющее одновременно. И нет ему противоядия после смерти мамы, ведь скрепляющим звеном всей семьи была она.
Сцена из спектакля "Отрочество". Николенька - Степан Сопко, Володя - Евгений Замахаев
Одиночество черной тучей нависает над семьей и разверзается сильнейшим ливнем в душе каждого. Оттого все-все вмиг становятся сиротами. Босой Николенька нехотя натягивает на себя жесткие ботинки, с силой пряча свою детскость. Володя, всячески скрывая свои чувства, выдаваемые все же при упоминании мамы, с упорством надевает маску светского молодого человека, находя спасение в похвале отца, учителя и покровительстве господина St.-Jerome. Любонька проживает все будто незримо. Она делит свое горе с Катенькой, для которой Наталья тоже стала почти мамой. Петр Александрович теряется в чувствах и выглядит очень растерянным, сейчас он глава семьи.
А если образно… представьте, будто ломается застежка от жемчужного ожерелья, и бусины одна за другой слетают с нити, падают, ударяются о кафель и катятся в разные стороны. Ожерелье – это, конечно, семья, а бусины – члены семьи, застежка – мама.
Сцена из спектакля "Отрочество". Николенька - Степан Сопко, Наталья - Татьяна Гладнева
Жизнь идет дальше. Бусины все отдаляются друг от друга. Кто сможет вновь собрать ожерелье? Нужна мама.
Ближе всего к ней оказывается Николенька. В кабинете отца он читает письма матери, встречается с ней во снах, тоньше чувствует и невидимые нити не рвет. Так уж получается, что отрочество Николеньки совпадает с семейной трагедией, и миссия его души становится объединяющей в этот период. Теперь он – проводник.
Сюжетная линия в спектакле выстроена очень талантливо, действие дополняет выразительный контраст в цветовой гамме, декорациях, в характерах героев - все черно-белое. И два центральных чувства - одиночество и любовь - тоже контрастные.
Сцена из спектакля "Отрочество". Николенька - Степан Сопко, Володя - Евгений Замахаев
Любовь. К ней стремятся все герои. Движущая сила жизни, объединяющий элемент. Действие символично завершается монологом про любовь, который произносит мама.
«Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться».
Чувства наши не имеют конца, да и жизнь не заканчивается смертью. А любовь по-прежнему вечна. В ней смысл всего человеческого рода и каждой отдельной семьи.
Браво!