Наша справка. Павел Судаков окончил Березниковское музыкальное училище по специальности «Актер» в 2018 году. Награжден премией «Гордость Пермского края» в 2017 году. Дипломант международного конкурса чтецов «Живое русское слово» в 2015 и 2017 гг. В годы учебы работал в Березниковском драматическом театре «Бенефис». С 2018 года служит актером в Пермском ТЮЗе. В его репертуаре – многочисленные роли сказочных героев, персонажи из русской и зарубежной классики, современные подростки.
Мы поговорили с Павлом о его пути в профессию, секретах создания запоминающейся небольшой роли и жизненных принципах, которые помогают ему на сцене и вне ее.
- Как бы вы охарактеризовали маленького себя? Каким вы были в детстве?
- Очень сложный вопрос, на самом деле. Я был очень непоседливым. Все время искал какие-то приключения со своими друзьями. До школы.
- А в школе? Активистом?
- Я старался участвовать, конечно, в школьных делах. До какого-то времени мне это было интересно, потом я перешел в стадию подростковую, когда уже у детей интересы меняются. Вот уже в студенческие времена я был активистом, потому что можно было заработать плюс, особенно в учебе. Преподаватели обычно замечают и делают поблажки, если ты активен.
- Чем вы увлекались в детстве? Как вы любили проводить время вне уроков?
- Я много чем занимался. В 9 лет пошел в музыкальную шоу - группу «ДоМиНика», в которой пять лет пел главным солистом. Еще хоккеем пробовал заниматься, но что-то не получилось, не пошло. Легкой атлетикой несколько лет занимался, пока наш тренер не уволился. Пробовал себя в роли лыжника в секции «Летающий лыжник». На скалолазание ходил. Но ничего всерьез не увлекало.
- А часто ли вы ходили в театр?
- Я не очень интересовался театром. Я ходил на детские постановки. А запомнился спектакль, который привозил в Березники московский театр. Не помню названия, в Пермском ТЮЗе спектакль по этой пьесе Владимира Гуркина называется «Прибайкальская кадриль». Московская постановка мне очень понравилась юмором и легкостью.
- Знали ли вы в детстве, что ваша будущая профессия будет связана с театром?
- Вообще нет. Конечно, если сейчас смотреть в прошлое и думать об этом, то, может быть, предпосылки были. Люди, которые становятся артистами, так или иначе чаще всего имеют сценический опыт (КВН, танцы, пение). Но на самом деле, я бы даже никогда не подумал, что когда-нибудь стану актером.
- А когда пришло понимание, что хотите развиваться именно в творческой сфере?
- На самом деле, это была довольно забавная история. Я закончил 9 класс и не знал, как и многие подростки, чем бы я хотел заниматься. Сначала планировал пойти на повара учиться, но как-то мама посоветовала сходить в Березниковское музыкальное училище, там набирали курс режиссеров. Я решил попробовать. Но там набирали курс актеров. Естественно, я не знал никаких порядков, как устроены вступительные экзамены, что там есть туры. Комиссия попросила меня почитать, а я понимаю, что у меня нет программы. Комиссия удивлена, спрашивает, когда я собираюсь готовиться, а я отвечаю, что сегодня ночью. Такой был наивный. И ночью я очень переживал и судорожно все учил. А на следующий день пришел и подумал, что возьмут – возьмут, а не возьмут – пойду на повара учиться.
- Расскажите про свой дебют на сцене театра «Бенефис»!
- Мой дебют состоялся в спектакле «За двумя зайцами». У меня там была небольшая роль в массовке, но со словами. Это было очень волнительно. Я даже ходить не умел по сцене. Помню, как мой мастер попросила перейти в определенную точку, и я начал как-то неестественно двигаться. Вот её следующую фразу я запомнил навсегда. Каждый раз вспоминаю, каждый раз смеюсь: «Что ты мне здесь кандибобером ходишь!» Мой дебют состоялся 19 ноября 2014 года.
- Что запомнилось больше всего во время учебы?
- Во время учебы всегда созданы тепличные условия: если у тебя что-то не получилось, ты всегда можешь попробовать сделать ещё, и так, пока не добьешься результата. А в реальной жизни в театре такой возможности нет. Тебе надо очень быстро и оперативно включаться в рабочий процесс, у тебя нет времени ошибаться. Но в целом учиться было увлекательно и интересно.
- Какая дисциплина больше всего нравилась?
- Наверное, актерское мастерство. Потому что всегда мы что-то придумывали, какие-то этюды и зачины. И нам это нравилось, мы очень любили покуролесить. Прекрасно понимали, что мастер Елена Александровна Зебзеева не одобрит нашу «дурь», но все равно делали. У нас курс был такой, мы любили балагурить.
- Как вы попали в Пермский ТЮЗ?
- Наш дипломный спектакль принимала заслуженная артистка Татьяна Петровна Жаркова. А на обсуждении она про меня сказала: «Вот этот наш, тюзовский». И через некоторое время она мне звонит и приглашает на показ к Михаилу Юрьевичу Скоморохову. На смотринах как-то я стушевался, забыл все. Михаил Юрьевич приободрил: «Не переживайте, мы знаем, что вы волнуетесь, мы тоже волнуемся». Потом начали играть этюды. Мне поставили задачу сыграть актера, которому изменила жена. Этюд мы играли с актером из Чайковского. Я его схватил, начал трясти, что-то зло говорить. Кто смотрел в зале, хохотали, тогда я не понимал, почему все смеются. А сейчас понимаю. Вот так я и попал в Пермский ТЮЗ.
- Расскажите о первом спектакле на сцене театра!
- Их было два, причем с разрывом в два дня. Первый - «Гришка Вольт». Я играл роль Шмыги, роль на сопротивление. Михаил Юрьевич, видимо, хотел, чтобы я сразу же начал входить в репертуар, чтобы не сидел без работы. Я помню, как меня трясло, мне было страшно, потому что репетиций было немного, а спектакль подразумевал нахождение на сцене час с небольшим без возможности уйти за кулисы. А второй - «День рождения кота Леопольда» на выезде. И тоже для меня было непривычно, потому что тут появились микрофоны, с которыми я никогда не работал.
- У вас много ролей в детских спектаклях. Только котов целых три: Леопольд, Кот в спектакле «Как Баба-Яга сына женила» и Бегекот в «Сказках смешанного леса». Вам пришлось побывать даже деревом. Да и люди в сказках не совсем реальные. Детские спектакли — простор для актерской фантазии, хулиганства, перевоплощений?
- Мне кажется, да, потому что ты волен творить «хулиганства» в таких спектаклях, если они не мешают режиссерскому и художественному замыслу, дают простор для неких импровизаций, это всегда очень здорово.
- А какой репертуар дается легче? Взрослый или детский?
- Я все время размышляю на эту тему. У меня очень много детского репертуара. И мне кажется, что он намного труднее. Хулиганить в детских спектаклях здорово, но ты должен в это сам верить, а если ты в это не веришь, то ребенок не поверит.
- Вы играете в основном положительных персонажей. А могли бы сыграть злодея? И хотели бы этого?
- Хотел бы, но пока, не дают играть злодеев. А вот когда я учился, был у меня один тиран, Принц Лимон из спектакля «Чиполлино». И было интересно над такой ролью поработать.
- В «Ромео и Джульетте» вы играете слугу и Париса. Парис - такая «темная лошадка», можно сказать. Мы о нем многое знаем, но какой он на самом деле не слишком понимаем. Как вы считаете, он положительный или отрицательный персонаж?
- Он положительный персонаж, исключительно положительный. Джульетту он любит искренне и по-настоящему, и верит в то, что и она его любит. И при этом, я бы сказал, что есть в нем и наивность, и какая-то чистота, он идет просить руки Джульетты непосредственно у отца, как это полагается, а не как Ромео.
- А Капризка? Хулиган или несчастный ребенок?
- На самом деле, и то, и другое. Понятно, что любые его проявления — это способ привлечь к себе внимание. Он несчастен, потому что его никто не видит, никто не замечает, он никому не нужен, и хулиганство – способ именно обратить на себя внимание, желание стать нужным и найти родителей.
- Давайте теперь поговорим о «Капитанах песка» и о роли немого. В романе Жоржи Амаду, по которому был поставлен этот спектакль, не было такого персонажа. То есть вы его придумывали «с нуля». Как вы с режиссером Владимиром Гурфинкелем создавали этот образ?
- Это была моя первая работа с Владимиром Львовичем Гурфинкелем. Очень непростая работа, потому что режиссер очень любит в формате кастинга пробовать артистов на все роли, поэтому мы все читали за всех персонажей. Потом подключилась Ирина Григорьевна Ткаченко (хореограф спектакля «Капитаны песка» - ред.), которая занималась с нами физической подготовкой.
Так получилось, что роли распределились, а мне не досталось, и я еще умудрился получить травму на одной из репетиций по капоэйре и две недели хромал, но все равно каждый день приходил и смотрел, как они занимаются.
И все думали, что я уже сойду с дистанции, что я не буду участвовать в спектакле. И тогда режиссер, видя, что я не сдаюсь, говорит: «Слушай, я для тебя придумал роль: ты будешь немым». Я сначала это не понял. Как немым? Ну, хорошо. И я стал репетировать со всеми ребятами. Играть Немого оказалось не так-то просто. Я стал придумывать его пластику, искать приспособления, всякие «мульки». Режиссер очень хотел, чтобы в спектакле создалась команда. И мы все на самом деле стали одним целым, не потеряв при этом индивидуальность.
- Француз Дефорж в мюзикле «Дубровский» – очень забавный и комичный персонаж, такой француз глазами русского человека. Сложно ли быть смешным на сцене?
- Безусловно, моя детская наивность, которая во мне есть, мне помогла. На первых порах было непросто, поскольку это все-таки мюзикл, упор был больше на вокал и на пластику. А мне надо было танцевать в валенках, для меня это было сложным занятием. Я задыхался. Пел первый куплет и припев, - и все, я понимал, что дальше петь уже не могу. И Юлия Михайлова, хореограф, устраивала настоящий тренаж, в прямом смысле этого слова. Говорила: «Так, снимай валенки, сейчас будем бегать и петь». После того, как несколько кругов наматывал с этой песней, на припеве она говорила: «Ноги выше бедра, на припев давай, давай, давай». Потом она меня гоняла, не давая продышаться, заставляла надевать валенки и снова танцевать и петь. Тогда, мне казалось, что это мука. А сейчас я понимаю, насколько это был крутой тренаж, который сейчас мне позволяет работать в «Дубровском», не затрачивая какие-то лишние ресурсы. Такой фундамент, который мне помог стать сильнее.
- Не страшно, когда вас подбрасывают? Или вы полностью доверяете этим людям?
- В мыслях всегда такое есть, но во время спектакля ты об этом не думаешь, потому что перед тобой как перед актером стоят другие задачи.
Естественно, во время репетиций было страшно. Сейчас я знаю, что ребята меня поймают, что они меня не подведут, потому что иначе дальше играть будет некому (смеется).
- Одна из премьер этого сезона - «Птицы» - необычный пластический спектакль. Чего в процессе репетиций было больше: сложностей, интереса или азарта в погружении в редкий материал — древнегреческую комедию?
- Конечно, как и в любых постановках возникали трудности, которые перерастали в азарт. Пластический материал был весьма непростой. Я, как и многие артисты, очень долго его осваивал. Но было интересно, потому что режиссер Татьяна Безменова объясняла каждое движение, которое мы делаем. При этом давала полет для фантазии, импровизации и для каких-то личных проявлений как актера. Она хотела, чтобы была стая, и она получилось. При этом никто не потерял свою индивидуальность. Очень здорово, когда ты во все это вовлекаешься, когда тебе самому действительно становится интересно. Потому что если тебе это неинтересно, то и зрителю интересно не будет.
- Парис, Немой и птица Киви — это роли второго плана, Дефорж — вообще эпизод. Есть ли секрет, как сделать такие роли яркими и запоминающимися для зрителя?
- Просто постараться — и все получится. Мне кажется, очень нужно хорошо пофантазировать на темы, связанные с той или иной ролью.
Если говорить про Киви из «Птиц», то там было придумано и художником, и режиссером, что он летчик-камикадзе. И когда тебе дают некую основу, ты можешь от нее смело отталкиваться и все остальное придумать. Поэтому мне кажется, очень здорово, если есть общий язык с режиссером. И вы можете прийти к какому-то общему результату, это очень важно.
- Какой спектакль оказал на вас большое влияние? В профессиональном плане, в человеческом?
- Почему-то мне вспомнился спектакль, который я играл не здесь, а в «Бенефисе». Это спектакль «Мамочки» по пьесе Владимира Зуева. Он был безумно тяжелый, но оказал на меня очень сильное влияние в плане отношений детей и родителей. Это история о том, что есть два мира. Есть матери, которые фактически на поле боя ищут своих детей. И есть мир другой, уже погибших солдат, их сыновей. По сюжету, моей маме (в спектакле эту роль играла актриса Екатерина Владиславовна Сергеева), приснилось, что она нашла меня в окопе, что я там лежу, закопанный. А закопан, естественно, ее сын под миной. И финал очень трагичный: мать погибает, находя своего сына, и они встречаются, только уже не в этом мире. Этот спектакль очень дорог для меня.
- Каким должен быть актер в современном театре?
- Гибким, универсальным, включенным, уметь быстро подстроиться под абсолютно любой формат работы.
- Что для вас является источником вдохновения в вашей профессии? Как артисту не утратить к ней интерес?
- Вдохновляет буквально всё и все вокруг: коллеги, которые тебя на что-то сподвигают во время репетиции, могут быть твоим источником вдохновения. И книги, и музыка, и картины - буквально все, что угодно.
А как не утратить? Нужно сохранять в себе силы и энергию и подпитываться, желательно регулярно, смотреть что-то, интересоваться чем-то, чтобы не потерять жажду к жизни, в первую очередь.
- Как складываются отношения в театральном коллективе? Советуют ли что-то старшие товарищи, прислушиваетесь ли к советам? Помогают ли они при возникновении сложностей?
- Я прислушиваюсь и обращаюсь иногда сам, потому что иногда нужен взгляд со стороны, иногда коллеги сами подсказывают. Я считаю, что это важно. Я рад, что есть такая возможность спросить у них, поинтересоваться и получить какой-то совет.
- Существует ли актерская дружба? Есть ли у нее определенные границы?
- Существует. Я дружу со своими коллегами. Границ, мне кажется, нет. Наша дружба не заканчивается на работе, мы интересно проводим вместе время, что-то делаем совместно, ездим куда-нибудь. Взаимодействие на сцене, мне кажется, становится даже лучше, когда ты с человеком очень хорошо общаешься. Потому что когда с человеком трудно в жизни, то тогда и на сцене трудно. Поэтому я считаю, что дружба — это важно и нужно, тем более актерская.
- Никогда не возникал вопрос — а точно ли это мое? Правильный ли я сделал выбор?
- Безусловно. Мне кажется, этот вопрос терзает всех, особенно в моменты, когда что-то не получается. Любая постановка, любая репетиция — это огромный титанический труд. И, безусловно, как и любой человек, я могу на себя злиться, что у меня что-то не получилось. Я думаю, что, если бы меня не интересовала эта профессия, я бы уже ее покинул, и всё. Право выбора есть всегда.
- Есть ли какие-то литературные произведения или авторы или люди из вашего окружения, которые сформировали ваш вкус и оказали на вас влияние, как на личность и как на актера?
- Из любимых книг — это «Маленький принц». И я все жду и надеюсь, что когда-нибудь его поставят на нашей сцене и очень надеюсь сыграть эту роль. Очень хотелось бы.
Я увлекаюсь психологией, мне это очень интересно и это хорошо помогает в работе. Например, недавно перечитывал Эрика Берна – «Игры, в которые играют люди».
- А какой литературный персонаж в вашем детстве был любимым и почему?
- Капризка. Конечно, книга немножко расходится с нашей постановкой, потому что здесь он реальный мальчик, а в книге — некий детский демон, можно сказать, альтер эго любого ребенка.
Ещё я очень любил и люблю «Муми-троллей» Туве Янссон. Я перечитал, мне кажется, в детстве все книги, которые были в школьной библиотеке. И мне так они нравились за их неожиданные приключения, полет фантазии.
- Случалось ли вам сниматься в кино?
- На самом деле, сниматься в кино как-то не получалось, потому что большую часть моей жизни занимает театр. Когда проходят кастинги, я здесь очень много занят и расхожусь по времени с кастингами.
- А хотели бы попробовать?
- Да, конечно, хотелось бы, это интересный опыт.
- Расскажите о своих целях, которые есть в жизни и в карьере!
- В жизни и карьере у меня есть несколько важных целей, которые я стремлюсь реализовать. Во-первых, в профессиональной сфере, моя главная цель - продолжать развиваться как актеру и постоянно совершенствовать своё мастерство, пробовать себя в разных ролях. Театр — это живая и динамичная среда, где всегда есть место для роста и новых открытий. Каждый новый спектакль — это уникальный опыт, который обогащает меня не только как артиста, но и как человека.
Во-вторых, я стремлюсь к тому, чтобы мое творчество имело позитивное влияние на общество. Театр — это чудо, и он обладает удивительной способностью открывать людям новое понимание себя и окружающего мира. Я хочу участвовать в постановках, которые поднимают важные социальные темы и способствуют диалогу в обществе.
Цели вне работы также связаны с самосовершенствованием и постоянным обучением. Я верю в важность баланса в жизни между работой, семьей, друзьями и увлечениями. Хочу оставаться человеком, который не только успешен в своей карьере, но и счастлив во всех аспектах жизни. Еще одна важная цель — делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением актеров. В будущем я бы хотел преподавать или проводить мастер-классы, чтобы помогать начинающим актерам находить свой путь в этой удивительной профессии. В конечном итоге, мои цели — это стремление к гармонии в жизни и творчестве, постоянный рост и искреннее желание приносить пользу и радость людям через искусство театра.
- Сможете ли вы назвать несколько своих жизненных принципов, которых вы абсолютно всегда придерживаетесь?
- Наверное, это честность. На сцене важно быть честным и искренним. Зритель всегда чувствует это. В жизни я тоже стараюсь быть честным, как с самим собой, так и с окружающими. Второе — это дисциплина. Актёрская профессия требует большой дисциплины и самоорганизации. Репетиции, подготовка ролей, поддержка своей физической формы. Вне сцены я стараюсь придерживаться ряда правил и распорядка своего дня, хотя иногда даю себе возможность чуть-чуть полениться (смеется). Еще хочу выделить сострадание и эмпатию. Вживаясь в различные роли, я учусь понимать и чувствовать своих персонажей. Это важно. Этот навык помогает и в обычной жизни, я стараюсь быть внимательным и чутким к чувствам и переживаниям других людей. Постоянное развитие. Театр — это искусство, которое постоянно меняется и требует от актеров непрерывного обучения и совершенствования себя. Я всегда стремлюсь к изучению чего-то нового. Ну и не могу не сказать про уважение к коллегам. Театр — это ведь коллективное творчество. Без взаимного уважения и поддержки невозможно создать чудо на сцене. Для меня крайне важно уметь работать в команде, слушать и слышать партнёров. Я думаю, что эти принципы помогают мне оставаться на верном пути.
Интервью подготовили
Анастасия Лазарчук, Алла Гурина
В материале использованы фотографии Александра Медведева, Романа Горбатовского, Алексея Гущина