Пиаф - это кислород

Пиаф - это кислород

16 апреля 2023

Казанский журналист, блогер Айрат Бик-Булатов о спектакле Константина Яковлева «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» по пьесе Ксении Драгунской «Мой легионер»

Спектаклем «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь», прошедшим в Казани, закончились перекрёстные гастроли Пермского и Казанского ТЮЗов на сценах друг друга. 

Удивительно, конечно, что два театра, не сговариваясь, пополнили репертуары пьесами, написанными современными авторками, драматургинями, в центре которых - странноватая женщина, эдакая клоунесса не от мира сего, артистка, которая пытается остановить безумие войн ХХ века своим искусством и своей влюблённостью в людей, какой-то чудесной и не от мира сего...

В Казанском ТЮЗе - это «Счастливая Шарлотта» Ирины Васьковской. А в Пермском вот - «Эдит Пиаф» по Ксении Драгунской.

И в обоих случаях: это такой немножко клоунский спектакль о любви против войны и безумия.

И неслучайно, в казанском моноспектакле Елены Калагановой «Счастливая Шарлотта» постановки Радиона Букаева помощь советами и реквизитом оказывал известный в Казани клоун-актёр Руслан Риманас, да и сама Елена, раньше ещё, но с тем же Русланом и благодаря ему, ездила во Францию, в знаменитую «Жёлтую мельницу» к самому Славе Полунину... клоунское существование присуще спектаклю!

И неслучайно - в спектакле пермском - Эдит Пиаф со своим антрепренёром появляются сперва в роли загримированных мимов, и стойка микрофона на сгибе так смешно падает ей на плечо, полное каких-то невообразимых перьев... падает, будто придавливает и приминает одинокое крыло.

Потом, правда, грим они стирают, и "мимы" заговаривают, резко меняя способ своего существования на сцене... (*в какой-то момент клоунское напоминает о себе, когда стойка с микрофоном снова падает и на уровне носа оказывается микрофон с красным набалдашником; набалдашник=клоунский нос)

Пиаф необязательно делать клоунессой, но в этом спектакле она такая, такая даже по сценарию пьесы, где про неё говорят: «Я читал, когда она была совсем молодая, она вообще была бродячей певицей, с акробатами выступала…».

О, это «с акробатами»!..

После того, как актёры (их двое: он и она) стирают грим, они на какое-то время стирают и свои образы. Теперь она - не сама Пиаф, а лишь актриса, давно уже изображающая эту Пиаф на мелких сценах разных кабаков, она даже поднаторела...

На самом деле сперва кажется, что актриса плохо преображается в Пиаф. Слишком «выпирает», Эдит же была маленькой - воробушком! А тут - довольно высокая и даже атлетичная женщина...

Но постепенно она будет как бы врастать заново в эту роль... вот мы по сценарию даже узнали: что это не Пиаф, а актриса... а теперь - постепенно мы должны будем поверить в неё - Пиаф! 

В спектакле воспроизвели известный кинематографический кадр - такой личный мем Эдит Пиаф - когда камера снимает её пение со спины... Мы видели спину и смешно оттопыренные за спиной полусогнутые руки Пиаф. Она пела лицом к тем зрителям, что были видны нам на экране (отснятый на видео какой-то зрительский зал), а мы - подлинные - были за её спиной... Ну я уже говорил, это известный кинематографический кадр. Чтобы мы просто могли узнать Эдит Пиаф. Узнать по её рукам. Смешно оттопыренным, как будто она вышла на баррикады революции...

ERO_4526.JPG

На нас она глядела, как на Сену, 

куда с обрыва бросится вот-вот, 

и мне хотелось кинуться на сцену 

и поддержать — иначе упадет. 

...Но — четкий взмах морщинистой ручонки! 

Вступил оркестр. На самый край она 

ступила. Распрямляясь обреченно, 

дрожа, собрала музыку спина.

Это из известного пиафовского стихотворения Евгения Евтушенко... Там пафос другой в целом, чем в спектакле вчерашнем. Там из комочка старушки на хрупких ножках вырастает огромное чудо Пиаф...

Что ж поделать, актриса пермского ТЮЗа Татьяна Гладнева, к бенефису которой и создавался спектакль, не того сложения, чтобы играть хрупких тонконогих старушек, но это не важно... зато она может обнять его, казалось бы, такого большого и сильного, но беззащитного... потому что скоро его опять отправят на войну. В Африку. Лётчиком.

Он ненавидит эту войну...

Перед нами разыгрывается вымышленная история знаменитой песни Эдит Пиаф «Легионер». 

В анонсе к спектаклю так: «Легионер, который сгорает в подбитом самолете, стал героем песни, написанной для Эдит Пиаф поэтом Раймоном Ассо и композитором Маргерит Монно. Эта песня займет важное место в музыкальной ткани спектакля…».

А в самой пьесе так: 

Синопсис

«Москва должна увидеть что-то новое и высокопробное, чего она достойна, чего она давно ждет. Легионер - бандит, но он из хорошей семьи. Из очень буржуазной и добропорядочной провинциальной семьи. Скучное благополучное детство. Она же - актриса, но со дна жизни, с городского дна. Бродяга».

Пьеса, реплика актёров, до вхождения в образы Пиаф и легионера:

- Вот трудно идет «Мой Легионер»... А ты вообще знаешь историю этой песни? 

- Я читал, когда она была совсем молодая, она вообще была бродячей певицей, с акробатами выступала. Однажды пела в казармах, и на нее запал легионер.. 

- Угу, ну я читала тоже, я знаю... 

- Что ты знаешь? Ты когда-нибудь с солдатом дружила? 

- Ты что, с дубу рухнул?

И, наконец, пьеса. Они - в образах: 

Легионер. Вы хотели мне что-то сказать?

Певица (не сразу). Хотела обругать тебя как следует, но подумала вдруг, что тебя могут убить на войне...

И вот - она может обнимать его, солдата-авиатора, который мечтал полететь... а ещё теперь мечтает стать чемпионом, чтобы она увидела и она им гордилась! Но он полетит на войну! Тело его всё татуировано (на актёре Артёме Гукенгеймере - ни одной татуировки, но нам о них рассказывают и подробно описывают... на одной - карта Алжира). Он полетит в Африку. На войну...

И это, конечно, оммаж к биографии самой Пиаф, не выдуманной, а настоящей. Это она полюбила чемпиона по боксу, алжирца Марселя Сердана. Через два года после их знакомства он трагически погибнет. Ему будет всего только 33 года... (*в спектакле героя зовут Альбер Вардан)

И вот в спектакле она обнимает его, своего легионера, который боится войны и не хочет туда возвращаться... Они встречаются всё время в каких-то случайных задрипанных местах: дешевом отеле, где остановилась певичка, на вокзале, перед отходом поезда... Всё такое временное, такое неуместное, как и они сами...

В спектакле много ещё такой неуместной одежды - большого ей в плечах пальто, слишком маленького свитера с одним рукавом (с другой стороны - безрукавка, дыра для руки).

Это пальто напомнило мне ещё один спектакль в таком же роде, на этот раз нижегородский - творческой мастерской "Granart" по пьесе «Говорит Москва» ещё одной современной авторки Юлии Поспеловой, пьесе, основанной на мемуарах дочери Сталина Светланы Алилуевой. 

Я тогда записал в рецензии после казанского показа: «Её нарочитость, кукольность становится образом, её отличием, её протестом, её рыданием в этом мёртвом мире высокопоставленной сталинщины... вырастает, курит, на плечах пальто, горбится…».

Эти театральные рифмы трёх уже городов - Перми, Казани, Нижнего - вырастают для меня в какую-то вообще уже тенденцию, линию. 

ERO_4544.JPG

Нелепые для всего остального мира, с виду маленькие женщины делаются на наших глазах великими, и, наоборот, этот мир - мир войн и безумия - становится нелепым перед ними...

И, конечно, ещё это напомнило мне маленькую повесть «Верна» Пола Гэллико. Почитайте, если ещё нет, тоненькая книжка, я, прям, в магазине прочитал. Из аннотации на сайте Лабиринт.ру: «Эта история о худенькой девушке Верне, которая мечтает выступать на Бродвее и стать голливудской звездой, а пока выступает перед солдатами на фронте со смешным и нелепым номером. У нее нет таланта ни к пению, ни к танцам, но есть вера в этот талант. Она до смерти боится взрывов и рева самолетов, но остается на импровизированной сцене, потому что знает: ее усталые зрители нуждаются в ней».

И вот легионер, солдат нуждается в ней, нуждается в Эдит Пиаф, как мы все нуждаемся...

ERO_4532.JPG

В голове роем роятся ассоциации, а это и есть показатель хорошего спектакля, не правда ли? Ассоциации разные, от картин Тулуз-Лотрека с его куртизанками, до стихотворения Маяковского о французской уборщице в уборной парижского ресторана, ну конечно, ещё песенка «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих...

И стихотворение Евтушенко, которое я уже приводил, заканчивающееся так:

«Так, уходя со сцены, Пьяф гремела, 

в неистовстве пророчествуя нам. 

Совенок пел, как пела бы химера, 

упавшая на сцену с Нотр-Дам!»

И в спектакле на экране транслировалась старая черно-белая кинохроника, там на площадь перед собором Нотр-Дам-де-Пари въезжала коляска... 

А мы смотрим как бы из-за угла дома... Но вдруг дом делается огромным, красным, и кружится перед нашими глазами его панорама... и потом на красно-оранжевом фоне - военные лётчики...

Слишком много ассоциаций, можно было бы меньше...

Но можно и больше!

* * *

Ксения Драгунская. Синопсис

Жанр - песенка. Не песня, а песенка. 

Очень целомудренная история. Настаиваю. Сокровенное всегда целомудренно. Они вообще почти не дотрагиваются друг до друга. 

И слово “любовь” они вообще не произносят.

P.S. Наверно, я должен был упомянуть, что пьеса создавалась специально для театра Романа Виктюка, и в той постановке играли три актёра, у пермяков же роль антрепренёра и легионера соединили в одну и сделали спектакль на двоих, ну, вполне соединилось. Режиссёр-постановщик пермского спектакля - ученик Романа Виктюка Константин Яковлев.

Мотиваторы_Пиаф-07.png

Расскажите друзьям: