59-й сезон Пермский театр юного зрителя открывает 15 сентября.
На вечер намечена премьера «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» (12+), основой для которой избрана пьеса российского драматурга Ксении Драгунской «Мой легионер».
Впервые пьеса Драгунской была поставлена культовым столичным режиссером Романом Виктюком в 2000 году в расчете на джазовую певицу Нуцу, и тогда этот спектакль был событием в театральной Москве. Автор новой версии истории «парижского воробушка», художественный руководитель театра Константин Яковлев – ученик Виктюка.
– У нас идея витала очень давно, – рассказывает предысторию Константин Яковлев. – Все другое, что я читал о Пиаф, помимо прекрасной пьесы Драгунской, было так или иначе пересказом ее биографии. В тексте у Драгунской открывается главное – внутренний мир Пиаф.
Притом что пьеса написана не только о ней, там героиня изначально – актриса, которая пытается получить ее роль, вжиться в образ, о котором сперва знает немного. И ей помогает в этом Легионер – персонаж песни Пиаф «Мой легионер», некий архангел-хранитель, который появляется в ее жизни в моменты, когда требуется помощь.
Легионер, гибнущий в подбитом самолете, – герой песни, написанной для Эдит Пиаф поэтом Раймоном Ассо и композитором Маргерит Монно. Эта песня занимает центральное место в музыкальной ткани спектакля (аранжировки – Марк Либерзон).
По словам Яковлева, он долго думал, кому можно предложить эту работу. И тут к режиссеру обратилась ведущая актриса Татьяна Гладнева с размышлениями, как провести вечер бенефиса по случаю своего юбилея… Актриса прочитала пьесу о Пиаф и сразу загорелась.
Важный нюанс: петь Татьяна Гладнева будет сама. По словам Яковлева, уже в ходе репетиций видно, как здорово перекликаются голоса Гладневой и Эдит Пиаф. В раскрытии центрального образа помогает Артем Гукенгеймер, который очень органично вошел в образ своего персонажа – Легионера (он же – Антрепренер).
– А вообще он играет судьбу, – говорит режиссер.
Следующая премьера намечена на 1 октября, и опять в постановке Яковлева, – это давно анонсированные «Ромео и Джульетта» (12+) по трагедии Шекспира. По словам режиссера, будет отражена любовь не только между Ромео и Джульеттой, но и несостоявшаяся любовь с Парисом. Особняком стоит и любовь Ромео к матери.
– Одним словом, масса разноплановой любви, которая встает на чашу весов в противовес ненависти и другому злу, – улыбается Яковлев. – Но эта любовь нереальная, метафизическая, она остается явлением космическим.
Новый спектакль для детей – «Снежную королеву» (6+) по пьесе Евгения Шварца – тот же Константин Яковлев представит 27 ноября. Это будет традиционная сказка, как выражается режиссер, «без переосмысления».
– В третий раз я буду ставить этот спектакль, но каждый раз делаю это по-разному, – рассказывает о замысле Константин Яковлев. – Почему именно Шварц? Его текст отличается потрясающей мелодикой и мыслями, которые не устаревают. Так изящно написано!.. Но важно будет выстроить и второй план так, чтобы интересно было смотреть не только детям, но и взрослым.
Между тем, прежний многолетний художественный руководитель ПермТЮЗа Михаил Скоморохов тоже не прощался со своим коллективом навеки. Он продолжает работу над инсценировкой рассказов Дины Рубиной «На Верхней Масловке» (16+), постановка планируется на начало 2023 года.
Маргарита Неугодова