Поиграем в Нарнию?

Поиграем в Нарнию?

12 сентября 2017

Когда вы читаете книгу или смотрите фильм или проходите квест в компьютерной игре, вы прекрасно осознаёте, что все чудесные миры и вселенные, которых нет на географической карте, существуют только в воображении людей, причем в каждой голове - по-разному. Вы принимаете условность происходящего, соглашаетесь с жанровыми правилами и позволяете себе увлечься выдуманной историей и получить удовольствие - как будто всё это всамделишное. Так же и с нашим спектаклем. Режиссер Майкл Хант не стал гнаться за тем, чтобы изобразить луга и небеса Нарнии, он остановился на том, что страна Аслана - это фантазия героев, и все потрясающие события, которые с ними приключаются, - это игра в кабинете профессора Кёрка. 

gCS6Mv7e2Zk.jpg

12ErdbR3PPc.jpg

Те, кто знаком с «Хрониками Нарнии» Льюиса, помнят, что чудаковатый профессор Кёрк - это Дигори, тот самый мальчишка, который первый перешёл границу нашего мира и очутился в Нарнии. Поэтому вполне логично, что именно он в нашем спектакле учит детей Певенси мечтать и нестандартно мыслить, незаметно направляя их игру, давая им разные интересные предметы с книжных полок - и не только. По мысли Ханта, Кёрк и сам играет с детьми, изображая то Санту, то Льва. И вы увидите у нас забавную штуку: Аслан говорит голосом Дигори, а оживляют его Кёрк и Питер - но из другого актерского состава. То есть когда Кёрка играет Иван Донец, а Питера - Яков Рудаков, Лев разговаривает голосом Донца, а куклу водят Дмитрий Гордеев и Станислав Щербинин. И наоборот, когда Кёрк - Дмитрий Гордеев, а Питер - Станислав Щербинин, у Льва голос Гордеева, а водят его Донец и Рудаков. И внимательный зритель заметит, что старший брат Певенси помогает профессору неспроста. Он первый замечает вмешательство Кёрка в детские игры и ему нравится, как это происходит. И пусть вас не смущает, что одним и тем же героям приходится как будто раздвоиться. Так ведь и бывает в жизни, когда в игровом запале мы изображаем сразу несколько персонажей. Вот и Питер Певенси - то храбрый полководец, то задние ноги Льва - и ничего, что для того чтобы осуществить на сцене это раздвоение, требуется два актера сразу.

SSKHKBiyp44.jpg

FMqKzz44WCM.jpg

В обитателей Нарнии в воображении детей Певенси превращаются и другие взрослые, которых Питер (Яков Рудаков / Станислав Щербинин), Эдмунд (Степан Сопко / Евгений Замахаев), Сьюзен (Надежда Кайсина / Анастасия Дашина) и Люси (Евгения Шишенина / Анна Михайлова) встречают на улицах Лондона. Щеголеватый незнакомец с зонтиком (Роман Кондратьев / Александр Красиков) вдруг оказывается козлоногим мистером Тумнусом, фавном. А Уинстон Черчилль (Дмитрий Юрков / Александр Шаров) - мистером Бобром, который в Нарнии ни на минуту не терял веру в добро и помогал детям Певенси идти к победе.

nLsnbMnWCQY.jpg

LBXeE43Czp4.jpg

aNZKeNn7jwI.jpg

hjnfB_7PGII.jpg

Строгую миссис Макриди (Татьяна Гладнева / Елена Бычкова), управляющую поместьем профессора Кёрка, детское сознание превращает в злую Белую Колдунью Джадис. И в отличие от нашего «Питера Пэна», где пиратский мир взрослых Майкл Хант предложил актерам сыграть с юмором, в Нарнии зло - без тени улыбки. Художник Патрик Коннеллан придумал Джадис и волкам такие костюмы, будто их шили на фабрике Хьюго Босса в 1934 году. Британские постановщики взяли в расчет, что действие книги Люьиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф» происходит во время Второй мировой, и включили в игры Певенси военные реалии, а противостояние Льва Аслана и Колдуньи Джадис усилили вмешательством воздушного флота Великобритании (за добрых) и войск фашистской коалиции (за плохих). Поэтому актрисы, которые играют Макриди-Колдунью, позволяют своей героине проявить человечность всего одно мгновение - когда Кёрк зовет ее украшать рождественскую ель. 

6bAITwCu54A.jpg

g5wvxJU-SY4.jpg

Время в спектакле проносится от Рождества до Пасхи - Майкл Хант не отказался от христианского символизма Льюиса - при этом между сценическими Рождеством и Пасхой проходят не месяцы, а годы. События начинаются в 1942, дети смотрят в кинотеатре военную хронику, а заканчиваются весной победой над фашистами, которая, как знаем, была в 1945. К такому ходу вещей еще в начале спектакля зрителей готовит профессор Кёрк, который объясняет четвёрке Певенси, что время в разных мирах течет по-разному: когда у нас прошла всего минута, где-то проходят годы.

Kn42ifbdrxM.jpg

Еще одна особенность постановки Ханта. Так же, как и в «Питере Пэне», в каждом спектакле «Лев, Колдунья и платяной шкаф» на сцене работают оба актерских состава: артисты, исполняющие главные роли, в день, когда их очередь отдыхать, выходят на сцену статистами в массовке. Они помогают трансформировать декорации, танцуют в боях, изображают народ Нарнии и раненых в госпитале, который расположился в доме профессора Кёрка. И, как понимаете, от них это требует не меньше эмоциональных и физических затрат, чем когда они играют героев с именами.

o2ukMFddgWw.jpg

skLlXNMPFjs.jpg

TOFHy1Qtr3w.jpg

JtuzR-DP25Q.jpg

gOa-iSS0etk.jpg

u6z2X_xtNN8.jpg

Pb55sYnqRDA.jpg

Рисунок каждой роли — в рамках общей режиссерской концепции постановки — артисты искали самостоятельно в режиме этюдов, помогая друг другу, подсказывая, делясь находками. И у каждого есть собственная линия образа, и когда актерские составы перемешиваются, спектакль меняется, как картинка в калейдоскопе: палитра узора сохраняется, но детали и геометрия оказываются иными. Поэтому погружаться в Нарнию с актерами Пермского ТЮЗа интересно снова и снова.

Текст: Елена Филимоновых
Фотографии: Александр Медведев, Алексей Гущин

Расскажите друзьям: