«Похоже, я теперь его фанатка»

«Похоже, я теперь его фанатка»

12 марта 2023

Журналист и писатель Светлана Федотова

 - Похоже, я теперь его фанатка, но таких тут много, - слышу на лестнице ТЮЗа, спускаясь в гардероб после спектакля «Любимый артист. Концерт-посвящение Андрею Миронову».

В декабре 2022 года про спектакль написала Юлия Баталина, в феврале 2023 Наталья Земскова – тяжеловесы пермской театральной критики. Обе в восторге. Ну а я что – рыжая что ли? Тоже туда же. Тем более, что в газетах не служу и большая дистанция позволяет мне сказать актеру Александру Смирнову то, что коллеги вслух не решились: прекрасный. Восхитительный. Обожаемый.

В полной мере это относится и к сценаристу и режиссеру Дмитрию Заболотских, который придумал и воплотил эту историю, музыкантам Марку Либерзону, Егорию Савостину и Михаилу Бояршинову, которые блестяще подыграли, художнику по свету Евгению Козину, звукорежиссеру Андрею Алексееву и даже художнице по костюмам Алисе Филичкиной. Ибо герой был одет, освещен и озвучен именно так, как надо по роли, ни децибела больше, ни киловатта меньше.

Все вместе, общими усилиями, слаженно, они сделали НЕЧТО. То, от чего зрители захлебнулись от забытого чувства восторга. Скажу осторожное спасибо и создателям контекста: в нарастающей атмосфере темноты, тесноты и косности вдруг появился яркий, четкий, по миллиграммам выверенный продукт, который цепляет и берет за душу. Кажется, только в застое могла родиться звезда Андрея Миронова. Но это не точно.

«Это версия 5.11», - сказал режиссер в частном разговоре. То есть они спектакль, премьера которого была в ноябре 2022 года, доводили не раз и не два, подкручивали с тем, чтобы он стал таким, каким получился. В связи с этим думаю, что тот спектакль, который видела я – 7 марта – был лучшим. Так мне хочется верить. Хотя уверена, и остальные были неплохи. Но тот особый душевный подъем, который был и у зрителей и у артистов в день рождения Андрея Миронова, повторить можно будет только в ту же дату, то есть через год. Если получится.

В концерте много песен, и Александр Смирнов их исполняет не пародируя Андрея Миронова, не изображая его, а создавая версию великого артиста 2.0. Есть и монолог, от которого зал замер от восторга и ужаса, впал в звенящую тишину – так текст «ложился» на наше время, попадал в него. Мой узкий кругозор не позволяет опознать драматургическое произведение, но понятно, что раз упоминается Мадрид, то это не здесь и не сейчас, но - лихо*. Главный текст спектакля – биография, но он так смонтирован, что Александр Смирнов играет множество персонажей: не только Андрея Миронова, но и Утесова и отца артиста и т.д.

В общем, под видом концерта-посвящения одному актеру выкатили настоящий бенефис другому!

Александру Смирнову режиссер Дмитрий Заболотских позволил продемонстрировать свой невероятно широкий актерский диапазон: условно говоря, верхние и нижние «до» всех октав.

Повезло, - так говорят, когда актер встретил своего режиссера. Александру Смирнову повезло с Дмитрием Заболотских. Или тому с ним. Тут ведь не разберешь, кто кому важнее. Как бы то ни было, тандем получился замечательным.

Повезло и ТЮЗу, где спектакль идет раз в месяц по понедельникам – в самый кассово неблагополучный день недели**. Всегда с аншлагом! На эту сцену, между прочим, выходили Марк Захаров и Георгий Бурков, обожаемость которых зрителями тоже зашкаливала.

Повезло и министерству культуры Пермского края и ГКБУК «Центр по реализации проектов в сфере культуры». Немножко знаю, какую бредятину шлют им в поисках бюджетных субсидий, а тут им удалось поддержать свежее, талантливое и мощное произведение, которое с первых же тактов полюбилось зрителям.

К слову, я пишу этот текст не после спектакля. Даже отложила этот текст, в надежде, что эмоции поулягутся, но – нет, и через четыре дня послевкусие то же – бокала шампанского, яркого света, большой радости.

В общем, сходите, если повезет: его, конечно, нужно посмотреть. Спектакли как бабочки – ярко живут и быстро умирают. 


Фотограф Павел Семянников

____________________

Комментарии театра

*) В спектакле цитируется монолог Фигаро из пьесы Бомарше. Коронная роль Миронова. И текст, действительно, страшный. Недаром после премьеры «Женитьбы Фигаро» Бомарше даже ненадолго посадили в тюрьму.

**) Понедельник - не самый кассово неблагополучный день недели. Кассово - обычный день. Понедельник в театре - выходной. Должны же актеры отдыхать. 

Расскажите друзьям: