Поймет лишь одинокий: в Перми появилась бродвейская комедия о странной женщине

Поймет лишь одинокий: в Перми появилась бродвейская комедия о странной женщине

6 марта 2021

После «Продавца дождя» (16+) Пермский театр юного зрителя вновь обратился к особому жанру бродвейской комедии.

На этот раз публике предлагается история чудаковатой американской леди, которой предстоит встреча с аферистами, и те хотят не только обобрать ее, вытянув последнее, но и… убить, – «Дорогая Памела» (16+) по пьесе американского драматурга Джона Патрика (в оригинале Everybody Loves Opal, 1961).

Странная женщина

Живет себе человек одиноко и небогато. Из собеседников только Бог да рыжий котище. С первым нельзя увидеться, можно только верить, что Он слышит тебя. Со вторым проще, он согреет собственной шкурой и сделает вид, что разделяет твои мысли.

Эта Памела Кронки (заслуженная артистка РФ Татьяна Жаркова) не молодая, но на самом деле и не совсем старая, хоть в пьесе ее то и дело именуют старушкой. Сама она о возрасте своем лишь раз обмолвится, и то шутя: пятьдесят, мол. Она еще достаточно ловка и подвижна, чтобы обслуживать себя и других. И накопила в себе что-то такое, что притягивает к ней таких же неблагополучных и одиноких людей.

«Дорогую Памелу», законченную Джоном Патриком в начале шестидесятых, полюбили во всех театрах мира за добротно выписанные характеры и возможность поговорить о том, что страдания формируют душу. Критики даже посчитали ее рождественской сказкой в лучших американских традициях.

В России ее традиционно ставили как музыкальную комедию или же мелодраму (вспомнить версии таких гигантов, как петербургский Большой драматический театр и московский Ленком, в постановке которого выделялся Александр Абдулов).

Поскольку среди персонажей мошенники, обычно у нас ходит название «Как бы нам пришить старушку». И мало кто вспоминает, что буквально с английского оригинальное заглавие переводится как «Все любят опал». А такой аспект должен менять впечатление. Про опал, широко применяемый в ювелирном деле, ходит легенда, что он упал с небес. И еще – что он приносит удачу.

Иных любить – тяжёлый труд

Поступки Памелы непрактичны до нереальности, кажется, будто это она упала с неба. Тех, кто терпит фиаско в жизни, гораздо больше, чем преуспевших. А много ли осталось тех, кто за свой счет готов накормить, напоить чаем, подлечить, приютить таких же одиноких и неблагополучных, как ты сам?..

– В жизни, когда у многих не стало никаких иных ориентиров, кроме денег и материальных благ, такие женщины – на вес золота, – считает режиссер Алексей Ларичев, возглавивший постановочную группу. С Пермским ТЮЗом он сотрудничает впервые.

Доброта Памелы и ее вера в людей таковы, что таят опасность для ее собственной жизни, но — ее невообразимая искренность способна перерождать тех, кто в жизни был дурен. Открытым человеком сегодня быть не модно. Сегодня надо быть сильными. В жизни мы больше готовимся к соперничеству и боимся показать свои слабости. А меж тем именно обратное в жизни необходимо больше. Особенно в кругу близких людей.

В поисках недопитого чая

Сценография спектакля, на первый взгляд, незамысловата: всё действие разворачивается на фоне единственной декорации – старинного полуразрушенного особняка где-то в американской провинции с чудом сохранившимися отдельными раритетами мебельного роскошества. Но сколько деталей и мелочей, сделанных с любовью и придающих сюжету ощущение подлинности! Это и костюмы героев, точно передающие эпоху и отражающие характер каждого из них.

Это и огромный рыжий мохнатый симпатяга-кот, любимец хозяйки, который в руках Памелы словно на самом деле оживает. Это и изысканный сервиз главной героини (из богатого прошлого), и бутыли самых разных конфигураций с отнюдь не теми напитками и жидкостями, которые указаны на этикетках, и старая коляска, с которой женщина таскается по помойкам, выискивая самые «свежие» испитые пакетики чая, и многое-многое другое, что не сразу и в глаза бросается.

Все типажи в точку

Спектакль репетировал один актерский состав, и второго не будет: в театре подчеркивают, что это принципиальный ход. И действительно, типажи подобраны в самую точку.

Старый аферист Сол Бозо, в итоге влюбляющийся в Памелу, – Андрей Пудов. Его бешеная мимика, выкрутасы руками и ногами, будто он весь на шарнирах, горделивое пижонство в дырявом кожаном пиджаке со свалки заставляли зал буквально рыдать от смеха.

Ксения Жаркова (Глория Гулок) и Павел Ознобишин (Брэд Винер) своим дуэтом напоминают лихую и когда-то безумно знаменитую парочку – Бонни и Клайда. Страшна подлинная личина полицейского Джо Янки (Дмитрий Юрков), готового за страховку легко присоединиться к убийцам человека, который считал его единственным другом.

Сергей Трясцын – врач, оформляющий страховку Памеле, а по сути, ее ангел-хранитель. Его костюм напоминает сутану священника, а лицо выбелено мелом, словно он вечно грустный и несчастный Пьеро. И, безусловно, в центре сюжета – героиня Татьяны Жарковой, для которой данная роль стала бенефисом.

– Для этой роли мне потребовалось очень много сил, – рассказывает актриса. – У моей героини есть фраза, обращенная к Богу (а у нее с ним особые отношения): «Ты сам учил меня, что любовь — не удовольствие, а тяжкий труд, испытание. Так дай мне силы перенести, преодолеть всё это». И любить, и жертвовать надо учиться. «Чем больше я трачу, тем становлюсь бездонней и богаче», – это, между прочим, и Джульетта у Шекспира говорит. История у нас получилась больше не забавная, а трагикомедийная. Но у нас все слезы уже пролиты, мы, актеры, проревелись и теперь должны поведать то, что испытали, публике. Теперь пусть слезы льются в зале…

Маргарита Неугодова

Расскажите друзьям: