Премьера Пермского ТЮЗа: десять минут оваций

Премьера Пермского ТЮЗа: десять минут оваций

17 апреля 2022

Студенты, школьники, школьные преподаватели, степенные зрители премьеры мюзикла «Дубровский» Пермского ТЮЗа десять минут подряд аплодировали артистам, а самые восторженные скандировали: «Молодцы!».

Это было кульминацией. А общий подъем настроения неуклонно повышался на протяжении спектакля. Во втором акте практически после каждой песни стали раздаваться аплодисменты. Самым примечательным итогом премьеры оказалась именно коммуникация сцены и зала, точно угаданный постановщиками запрос аудитории на предложенный культурный продукт.

Мюзикл «Дубровский» современного композитора Кима Брейтбурга по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина начал свое победное шествие по российским сценам примерно лет восемь назад. Он стал незаурядным музыкальным явлением отечественной современной популярной музыки. Поставлен в 14 городах России, в том числе в прошлом году в Алтайском государственном музыкальном театре нынешним худруком Пермского ТЮЗа Константином Яковлевым. Ему посвящен большой портал в интернете, где собраны положительные рецензии на все региональные постановки и интервью с композитором о методах работы и его понимании задач современного мюзикла.

Отсылаем желающих узнать больше о Киме Брейтбурге на портал, а здесь отметим только, что каждая новая постановка осуществляется под строгим контролем Валерии Брейтбург, жены композитора, специалиста по вокалу, опытного постановщика популярных всероссийских шоу. Она ответственна за то, чтобы голос и внешний облик исполнителя соответствовали музыкальному образу, созданному композитором, а региональная версия - музыкальному первоисточнику. Думается, что в пермском спектакле приемлемый баланс между требованиями к музыкальным данным исполнителя, его харизмой и профессионализмом удалось найти. Исполнители партий Маши - Евгения Шишенина и Владимира - Евгений Замахаев для пермских юных зрителей давно стали сценической романтической парой. В этом дуэте вновь хорошо видны искренность и естественность артистов в выражении чувства любви их персонажей.

Всегда заметный на сцене Александр Шаров (Троекуров) вновь берет зрителя основательностью в прорисовке характера. Елена Бычкова с ее известной неутомимой страстностью в считанные минуты делает свою крестьянку Егоровну вероломной атаманшей разбойников. Ирина Шишенина, которая всегда умела петь, создает образ нянюшки с самоотверженным любящим сердцем. Опять удивил Дмитрий Гордеев - голосом и неожиданными актерскими красками в образе Шабашкина. А Яков Рудаков - князь Верейский - остался верен своему умению перевоплощаться в «твердокаменных» персонажей. Практически все исполнители вписались в заданные мюзиклом рамки.

На всех региональных сценах, в том числе и у нас, сохранена выразительная танцевальная пластика, сочиненная Николаем Андросовым. Образ разбойничьей шайки на пермской сцене создан ансамблем студентов ПГИК с помощью рок-музыки. Особенно запомнились сцены агрессивных разбойников с вилами и палками, то словно наплывающих на авансцену, на зрителя, то отступающих вглубь. Выразительно с помощью света, актерской пластики и вязанок хвороста решена сцена поджога чиновников, приехавших передать Кистеневку Троекурову.

Пермская премьера «Дубровского» - это пример качественного тиражируемого проекта, в котором звучит музыка, отвечающая духу нашего переходного времени. Сценическое действие представляет собой, как справедливо написано на портале, «роскошный букет» музыкальных жанров от неоклассики, элементов фольклора, эстрадной популярной до рок-музыки. Все исполнители пермского «Дубровского» отработали премьеру в едином порыве, на предельной самоотдаче. Они вполне справились в трудными задачами существовать одновременно в музыке и танце, в напряженном темпоритме действия. Само собой, что им теперь и впредь придется уделять гораздо больше внимания вокалу. Спектакль обещает долго жить.

Оставим в стороне рассуждения о литературной первооснове спектакля, характерные для драматических постановок. От Пушкина там только один мотив - сюжетная схема. Роль автора в либретто Карена Кавалеряна отдана в Перми артисту Э. Такавееву, который излагает театральную версию прозы А.С. Пушкина... в стихах (!). Оставим в стороне и разговор об эксклюзивности режиссерского замысла. Замысел отдан композитору, контроль за его воплощением при подготовке сценического зрелища - супервайзеру, контроль за состоянием в процессе эксплуатации - худруку ТЮЗа. Не случайно ответ на вопрос: «Про что спектакль?» - дается в пресс-релизе ТЮЗа от имени нескольких постановщиков. Его формулировка, что неудивительно, почти дословно повторяет пресс-релизы других театров: «Это история о любви и вражде, о дружбе и предательстве...». Она обо всем на свете и ни о чем в отдельности.

Художником-постановщиком Каринэ Булгач предложен достаточно абстрактный сценографический образ спектакля. Главное в нем, чтобы было место для танцев. Поэтому с помощью видеоарта демонстрируется в зеркале сцены нейтральный черно-белый пейзаж «в глуши забытого селенья». А узорчатый (черным по белому) суперзанавес напоминает кружева, отсылающие к временам былинно-старинным. Массовые сцены часто превращаются в живые картинки общих нравов российской старины. Что касается исторических костюмов, париков и приклеенных бород, думается, тут проявлена излишняя дань уважения к бытовому театру. Плохо видны лица актеров, снижается интерес зрителя к персонажам. Костюмы разбойников выполнены в стилистике условного театра. Черно-красный балахон Егоровны напоминает костюм Бабы-Яги. Выгодно от всех в этом смысле отличаются костюмы Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. В них только намечена классика русской дворянской культуры.

Достоинство художественного руководителя Пермского ТЮЗа Константина Яковлева при подготовке премьеры «Дубровского» видится нам в его организаторско-управленческой деятельности: в умении договориться с авторами успешного - в творческом и коммерческом отношении - музыкального проекта, объединить труппу общей задачей в массовом спектакле, приобщить пермскую молодежь к современному музыкальному театру.

Не будем забывать, что и до этой премьеры были на сцене ТЮЗа музыкальные спектакли, и неплохие. Актеры в ТЮЗе всегда были поющими. В таких спектаклях - что особенно важно - всегда существовала живая музыка. В пермском «Дубровском» пока нет оркестра, как в других региональных театрах, что снижает художественное качество этого музыкального спектакля.

В целом премьера «Дубровского» показала, что на пермском рынке культурных услуг возникают новые игроки в сфере музыкального театра. Надеемся, что в условиях конкуренции хороших музыкальных спектаклей станет больше.

Галина Куличкина, Permnew.ru

Спектакль создан при поддержке партии «Единая Россия» в рамках проекта «Культура малой родины»


Расскажите друзьям: