Путешествие в Валахию

Путешествие в Валахию

13 июня 2022

Пермский ТЮЗ в 2019 году поставил спектакль для подростков «Гуд бай, Берлин». История путешествия двух закадычных друзей-изгоев через всю Германию в поисках Валахии отозвалась у пермских зрителей. 

С чего все начиналось?

В 2010 году немецкий писатель Вольфганг Херрндорф создал роман «Чик. Гуд бай, Берлин». Этот травелог вошел в сборник «ШАГ 11+», выпущенном Гёте-институтом в 2015 году. По произведениям из сборника ставили спектакли и снимали кино. В 2017 году роман вошёл в серию «Недетские книжки» издательства «Самокат». Через два года история дошла и до Перми. Пермский ТЮЗ в ноябре 2019 года поставил пьесу по театральной адаптации Роберта Коалля «Гуд бай, Берлин». 

Как же адаптировали европейскую историю под российского юного зрителя?

Чик стал «русско-азиатским» парнем с «монгольскими глазами», похожим на гопника: мечтал отжать у Майка куртку, ходил в спортивных штанах, в надетых на носки сандалиях, играл четками.

Изменениям подверглась и Иза (в исполнении Елизаветы Мушеговой). Она много харкалась, была грубее и проще книжной Изы. В оригинальном романе девушка знала математические теоремы и хотела быть красивой телеведущей.

Пермский ТЮЗ не стеснял актеров: современные танцы, нецензурные жесты, бутылка вместо табуретки, шутки про геев – это не кажется чем-то чуждым, лишним, а дополняет образы героев. Зрители оценили эти моменты, посмеявшись.

Какова атмосфера?

Основной прием, которым пользуется автор пьесы, – антитеза. Противопоставляются герои и ситуации. Множество забавных комичных моментов складываются в серьезную историю. Режиссеру ТЮЗа Константину Яковлеву удалось сохранить живость повествования, пьеса стала комедией, говорящей об алкоголизме, о трудных подростках, о любви к матери и девушке, о войне.

Когда на сцене оказываются только Майк (Павел Судаков) и Чик (Сергей Трясцын) – история обретает какую-то особую атмосферу. Актеры прекрасно сыграны, их диалоги органичны, их дружбе, взаимопониманию веришь безоговорочно. Однако с другими актерами не всегда все так удачно. Ритм скачет, замедляется, некоторые сцены тянутся. 

Интересная находка оживляет самое начало пьесы: герои разделены на два лагеря. В одном – Майк, Чик, мама Майка, Иза. В другом – все остальные: учителя, одноклассники и отец Майка. Это противостояние двух миров (мечтателей и циников) прошло сквозь весь спектакль. Похожий прием ТЮЗ использует и в спектакле «Капитаны песка».

Большой вклад в атмосферу вносят декорации. Театр использовал крутящуюся сцену, чтобы показать постоянное движение героев. К полотну прикреплена половина раздолбанной «Нивы». На самом полотне сменяются граффити, надписи, картинки из комиксов. Несмотря на отсутствие кулис, реквизиторы, монтировщики и другие работники сцены справляются с большим количеством декораций.

Свет, выставленный Евгением Козиным, также помогает правильно воспринять идею спектакля. Одни сцены залиты светом, чтобы ничего не пропустить, в других он приглушен, а третьи – сцены мечтаний героев или самых интимных, трогательных моментов – освещены одним софитом, направленным на главное действующее лицо.

Почему история путешествия так актуальна?

Пьеса говорит о такой разной любви: между Майком и Татьяной, между Майком и Изой. Любовь вызывает отклик в зрителях: при поцелуе с Изой зал взрывается аплодисментами и криками. 

Режиссер ТЮЗа затронул актуальную тему перестрелок в школах. Ужасы любой войны и подобных трагедий осуждаются героями. Эта тема раскрывается при помощи диалогов с престарелым, немного сумасшедшим воякой. «У меня мозоль на указательном пальце была», - признается бывший коммунист. Андрей Пудов великолепно справляется с ролью Фрикке, с юмором доносит важную мысль зрителям.

Какой же вывод?

В конце произведения Майк признается: «С самого детства меня учили, что мир плохой… И, может, действительно 99% людей плохие. Но странно, что нам с Чиком за все время путешествия встречался практически исключительно тот один процент людей, которые не плохие». Майк понимает, что не все люди плохие и сближается с матерью.

Что думают зрители?

В кулуарах мне удалось подслушать, что о спектакле думает целевая аудитория – школьники. Их мнение было единогласно. Постановку одобрили и нашли крайне занимательной: «Я думал, что буду весь спектакль в телефоне сидеть, но мне понравилось. Похоже на американский сериал».

Что спектакль значит для Перми?

Постановка «Гуд бай, Берлин!» – это важный культурный феномен для Перми. Пусть в заглавии спектакля фигурирует Берлин, но это про Пермь. Пусть героев зовут Чик и Майк, но это про Петю и Васю, про местные проблемы и местных подростков. Прием переноса образов на пермские реалии, использование местной культуры: граффити, одежды, социальных проблем – способствует восприятию спектакля. Пермский театр юного зрителя поднимает важные проблемы взросления и делать это легко, чтобы заинтересовать даже самых привередливых зрителей. 

Анастасия Ткаченко, студентка ПГНИУ, 3 курс, филологический факультет, специальность «Журналистика»

Расскажите друзьям: