Разноцветные росы

Разноцветные росы

10 октября 2018

Почему «Ещё не вечер...» в Пермском ТЮЗе — это неожиданно актуальный и злободневный спектакль

Григорий Ноговицын, интернет-журнал «Звезда»

Новый спектакль худрука пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова «Ещё не вечер...» — камерная, тёплая, очень добрая и лиричная комедия о жизни трёх одиноких стариков в покинутой деревне. И быть бы этому спектаклю просто уверенной и профессиональной работой с множеством чисто технических проблем, если бы не время, в которое он вышел. Ведь контекст, даже если это против воли создателей, превращает этот спектакль в очень неожиданный комментарий к пенсионной реформе.

С сожалением стоит отметить, что сейчас в пермских театрах практически нет спектаклей, что-то рассказывающих о сегодняшнем дне и о том, что происходит здесь и сейчас. В основном в наших театрах, когда ставят классику или даже современную драматургию, то пытаются говорить о чём-то вечном и вневременном. Это нормальный процесс, но то, что театр в Перми не работает как сверхоперативное искусство, на лету схватывающее и комментирующее общественные тренды — прискорбный факт. Поэтому очень интересно смотрятся попытки Театра юного зрителя хоть как-то начать работать с современностью, ведь, как ни удивительно, злободневные спектакли в последнее время там появляются довольно регулярно.

Например, «Фантом Марины Кудряшовой» не очень хорошо работал как спектакль, но был очень подробным списком проблем нынешних подростков. «Мёртвые души» в постановке Владимира Гурфинкеля уходили чуть ли не в откровенную и слегка простоватую сатиру о сегодняшней и всегдашней России, хотя создатели спектакля отрицают влияние повестки дня на постановку. Ну и «Гришка Вольт» стал отличным примером сочетания на сцене современных тем и технологий.

И вот премьеру этого сезона, спектакль «Ещё не вечер...», поставленный Михаилом Скомороховым, само время делает крайне актуальной работой. Хотя это явно не планировалось. Ведь, по сути, «Ещё не вечер...» — это всего лишь заявленная в программке лирическая комедия о старости, дружбе, любви и прочих важных вещах. Герои спектакля — три весьма пожилых человека: трудоголик-солнцепоклонник по кличке Мультик (Николай Фурсов), склочник-активист по кличке Гастрит (Вячеслав Тимошин) и добросердечная Ганна (Ирина Сахно). Они доживают свой век в брошенной остальными жителями белорусской деревне Вежки. Жизнь всех троих была очень тяжёлой и суровой, но они её достойно прожили, и сейчас, когда вроде как пришла пора «ложиться и помирать» (что весьма расчётливо планирует сделать Мультик), они находят в себе силы жить дальше, буквально завершая спектакль

фразой: «Ещё не вечер...».

росы 1.jpeg

Видимо из-за этих слов, в которых и заложен весь посыл спектакля, в ТЮЗе и переименовали и немного сократили пьесу «Вечер» белорусского драматурга Алексей Дударева. В самой пьесе хватало страшных подробностей из жизни героев, вроде смерти их детей, ужасов войны или того, что Мультика в годы коллективизации распяли «кулаки», но в спектакле этих деталей нет. Суровые анахронизмы вырезаны в угоду общему, очень позитивному и оптимистичному настрою, который не сбивается даже тогда, когда «Ещё не вечер...» предлагает зрителям довольно сильно взгрустнуть. Этим спектакль напоминает известный фильм «Белые росы», сценарий которого писал Алексей Дударев и перенёс туда многие элементы из своей пьесы «Вечер», вроде характеров героев и диалогов, и тоже вырезал суровость. Так что тем, кто помнит тот прекрасный фильм, на спектакле гарантировано лёгкое ощущение дежавю.

На сложную, но тёплую и благостную атмосферу спектакля работает не только текст, но и то, что он идёт не на большой сцене, а в фойе театра, что создаёт особый уют, словно ты в гостях у героев. При этом сценографию главный художник ТЮЗа Алёна Исакова сделала не в стиле деревенской пасторали, а авангарда начала ХХ века. Среди этих разноцветных и угловатых полей и в этих рубахах вполне уместно смотрелись бы крестьяне и косари Малевича.

Впрочем, и артисты ТЮЗа в этих декорациях тоже смотрятся неплохо. Старшие представители труппы тут просто блистают, не без перегибов показывая, на что способна старая школа. Мультик Николая Фурсова (в другом составе героя играет радикально отличающийся по типажу Валерий Серёгин) воспринимается как некий деревенский философ, мудрость которого исходит не от его простоты, а от какого-то внутреннего просветления. Контрастно рядом с Мультиком смотрится улыбчивый и не в меру весёлый Гастрит. В исполнении Вячеслава Тимошина он превращается в необычайно комедийного персонажа. Ну а Ирине Сахно пару раз удаётся несколько поистине сильнейших нот в актёрской игре, например, пронзительно расплакаться ближе к середине. В этом спектакле, благодаря работе артистов, три дударевских пенсионера напоминают шукшинских чудиков. Из-за этого «Ещё не вечер...» по-своему рифмуется с другой постановкой Михаила Скоморохова с похожим посылом — «Охотой жить!..», поставленной по рассказам Шукшина 11 лет назад.

росы2.jpeg

Несмотря на множество плюсов, у спектакля хватает проблем. Он слишком старается быть добродушным, и, вместе с суровостью, из спектакля пропала и глубина. Отличные и проникновенные сцены соседствуют с откровенно неудачными, потому что актёры в одни моменты очень хороши, а в другие почему-то перегибают. При таком близком контакте актёров и зрителей это сильно бросается в глаза. Музыка порой становится слишком резким контрапунктом с действием. Финал вообще не выглядит каким-либо выводом и уходит в пустоту. И быть бы «Ещё не вечеру...» просто милым и тёплым спектаклем, если бы не внезапно прорезавшаяся та самая актуальность.

Ведь все герои спектакля — пенсионеры, и большая часть споров между Мультиком и Гастритом разворачивается как раз из-за пенсий. Первый — трудяга, и он против нерабочих доходов, а второй на пенсию не нарадуется. И эти типажи удивительно точно вписываются в наши дни. Ведь легко представить, как Мультик с теми же интонациями из спора с соседом даёт интервью федеральному каналу о том, что после 60 лет жизнь только начинается. А Гастрит отлично бы смотрелся на митинге против повышения пенсионного возраста. Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание, это то, что все три героя спектакля очень одинокие, потому что их супруги умерли, а их дети, кажется, совсем позабыли про родителей (сын Ганны вообще сидит). И как бы ни храбрились жители деревни Вежки, жизнь у них по-прежнему крайне непростая. Чтобы хоть как-то её скрасить, Мультик и Ганна начинают жить вместе (кстати, так же делали и деревенские старики в «Охоте жить!..»), и позже к ним присоединяется Гастрит. Ведь если держаться такой странной семьёй, то жить оказывается чуть легче. И хотя в конце Ганна и заявляет, что для них ещё не вечер, всё равно ясно читается, что просто героям не будет. В спектакле можно увидеть небольшую подводку к выводу, что старость в наших условиях (даром, что действие происходит вроде как в ещё советской Беларуси) — совсем не радость. Но в свете последних событий именно эта часть начинает звучать громче всего. Ты сначала дотяни до этой пенсии, а потом ещё попробуй с ней жить — одинокий, никому не нужный и продолжая вкалывать. И вот так далеко не самый сильный и яркий спектакль ТЮЗа «Ещё не вечер...» невольно становится практически самым актуальным и злободневным спектаклем в Перми на данный момент.

Фотографии из архива Пермского ТЮЗа

Расскажите друзьям: