С Пермским ТЮЗом, как и по-прежнему, охота жить

С Пермским ТЮЗом, как и по-прежнему, охота жить

11 декабря 2019

В день рождения театра зал ТЮЗа до отказа заполнился зрителями, у которых в руках был необычный билет — пригласительный.

Театр собрал только друзей, среди которых особенно заметны были председатель Пермской городской Думы Юрий Уткин, глава Перми Дмитрий Самойлов, министр культуры администрации Пермского края Вячеслав Торчинский, представители спонсоров ТЮЗа, а также постоянная театральная публика, состоящая из педагогов школ и вузов, технической и творческой интеллигенции, ветеранов сцены.

В фойе гости дарили худруку народному артисту РФ Михаилу Скоморохову подарки для театра. А потом в зрительном зале перед началом спектакля Михаил Скоморохов напомнил, что в 1964 году первым спектаклем Пермского ТЮЗа был «Город на заре» А. Арбузова в постановке Георгия Чодришвили. Театр тогда заявил, что главными героями на его сцене станут молодые современники.

Подготовленная к 55-летию ТЮЗа премьера «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина была тоже о наших современниках. Но «элегантного возраста». Известие об этом воспринято было нормально, ведь ТЮЗ по календарю вступил в этот возраст.

Но сыграна пьеса была с молодым задором. В ней рассказывается почти анекдотический сюжет о том, как жены ветеранов труда под горячую руку обменялись мужьями, и сами потом не знали, как выйти из создавшегося положения. Комические ситуации сопровождаются песнями под музыку постоянного партнера театра - оркестра народных инструментов «Каравай» с художественным руководителем Олегом Згогуриным, музыкальное оформление заслуженного работника культуры РФ М. Гольдберга. Стихи к песням сочинила актриса театра Ксения Жаркова, хореография Ирины Ткаченко.

Условная сценография Ирэны Ярутис создает поэтический образ: «Славное море священный Байкал» с рыбками и сетями, голубизной ясного неба, лодками, которые могут быть и частью дома сельского прибайкальского жителя, и укромным местом, и элементом морского побережья. В этом пространстве герои спектакля воспринимаются как часть многоликой природы, которая может быть то величественно спокойной, то неистово бурлить.

В юбилейный вечер на сцену вышли Александр Шаров (Коля), Елена Бычкова (Лида), Михаил Шибанов (Саня), заслуженная артистка РФ И. Шишенина (Валя), заслуженная артистка РФ В. Лаптева (соседка Макеевна). Ансамбль артистов в тот вечер играл с блеском. Комедийные розыгрыши исполнялись естественно и легко. Казалось бы, видишь каждого из исполнителей на сцене не первый год, но опять удивляешься тому, как они умеют предстать перед нами новыми и разнообразными.

В юбилей воспоминания захлестывают невольно. Вот и на этот раз, наблюдая суматоху перебранок семейных пар из «Прибайкальской кадрили», я невольно подумала о том, как быстро дуэт Шаров - Шибанов вырос из детских ролей, но по-прежнему неразлучен. Могут скоро отметить «дуэтную» круглую дату. Около десяти лет они выступают парой: братьями в «Отрочестве» Л. Толстого, друзьями (Капитонко и Царь Иванович) в «Золоченных лбах», парадоксальным союзом добра и зла в спектакле «Ночь перед Рождеством» (Кузнец Вакула и Черт). В тех же «Золоченных лбах» Елена Бычкова (царица Аграфена), потом в спектакле «Европа-Азия» (мнимая Невеста) научилась создавать женский озорной и плутовской характер. Ирина Шишенина тоже не новичок в комедийных ролях. В «Золоченных лбах» играла Царскую тещу, в «Чонкине» подчеркнуто театрально создавала образ продажной секретарши. И если уж совсем уйти памятью в далекое прошлое, то как не вспомнить легендарные спектакли «Золотой теленок» и водевиль «За великое чувство любви!», где впервые так мощно прозвучал комедийный талант Валентины Лаптевой в ролях Варвары Лоханкиной и весьма беременной невесты.

Все названные мною спектакли, за исключением «Ночи перед Рождеством» (режиссер В. Гурфинкель), поставил Михаил Скоморохов. Они пронизаны его талантом, его юмором и его беспощадной сатирой, в них его ощущение карнавальной стихии жизни. И всегда в коловороте жизненного абсурда для него важны прорывные моменты настоящих глубоких человеческих чувств, на которых держится мир и человек. В «Прибайкальской кадрили» тоже есть такой эпизод, когда обыкновенный мужик Коля, обиженный до глубины души женой и соседями, вдруг захочет уйти из этого мира. Очень трудно вот так сразу переключить комедийный регистр на драматический, но актеру Александру Шарову в тот юбилейный вечер это удалось. Он овладел вниманием зала, и мы послушно всей душой сочувствовали его Коле, которому, оказывается, дано любить так глубоко, самоотверженно.

Не за этим ли мы ходим в театр...

Работы Михаила Скоморохова не раз оказывались этапными для ТЮЗа, отмечались высокими наградами на уровне Пермского края и всей России. Они были нужны зрителю, поэтому годами не сходят их названия с репертуарной афиши. Один из них - спектакль «Охота жить» по рассказам В. Шукшина был удостоен премии Правительства РФ в области культуры в 2009 году. А сошел со сцены только нынче осенью. Интересно, что по территории проживания, душевно и нравственно герои пермской «Прибайкальской кадрили» близки шукшинским чудикам. И нам по-прежнему охота жить с пермским ТЮЗом.


Галина Куличкина, permnew.ru
Расскажите друзьям: